Механики МГУ изучили влияние белковых процессов на деятельность мышц

Сотрудники Научно-исследовательского института механики МГУ имени М.В.Ломоносова опровергли теорию о влиянии снижения числа белка миозина в мышцах на расположение регуляторных белков. О своем исследовании ученые рассказали в статье, которая была опубликована в журнале Biophysical Journal.

Мышечное сокращение происходит в результате взаимодействия моторных частей молекул белка миозина с нитями, образованными полимеризацией другого белка актина. На поверхности этих нитей расположены регуляторные белки, тропомиозин и тропонин, которые обеспечивают сокращение и расслабление мышцы в зависимости от наличия в клетке ионов кальция. В отсутствии кальция взаимодействие заблокировано. В присутствии кальция миозин может связаться с актином. До недавнего времени ученые полагали, что для полного включения регуляторной системы к актину должно присоединиться достаточно большое количество молекул миозина.

«Мы показали, что снижение числа молекул миозина, тянущих актин, при переходе мышцы из режима сокращения с постоянной длиной к укорочению с большой скоростью не влияет на расположение регуляторных белков — мышца остается полностью включенной и готовой к присоединению большого числа миозиновых молекул», — рассказал Андрей Цатурян, автор статьи, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории биомеханики Национально-исследовательского института механики МГУ.

В ходе работы ученые использовали малоугловую рентгеновскую дифракцию высокого временного разрешения, комплекс аппаратуры, разработанный и изготовленный российскими группами, и методы прямого математического моделирования, разработанные исследователями в МГУ.

«Ценность этой работы состоит в демонстрации способности активированной кальцием мышцы к быстрому наращиванию развиваемой силы. Даже тогда, когда число работающих миозиновых молекул снижено из-за большой скорости укорочения, мышца остается включенной и готова быстро развить большие усилия», — заключил ученый.

Данное исследование проводилось в сотрудничестве с учеными из Института иммунологии и физиологии Уральского отделения РАН, Технологического университета Сингапура и Европейского синхротронного источника, Франция.

Морозные звезды

Пожалуй, заголовок этой статьи может считаться преувеличением, но все зависит от того, с чем сравнивать. Температура Солнца составляет миллионы градусов Цельсия внутри, и несколько тысяч снаружи.

Они могут ускорять сами себя

Из Перового закона Исаака Ньютона, хорошо известного всем по школьному курсу физики, следует, что никакой объект не может изменить скорость своего движения без воздействия на него сил извне.

Интересное о полярных сияниях

Про полярные сияния знают все. А про рукотворные? Им, между прочим, уже больше 30 лет. А сияния планет-гигантов гораздо ярче земных (см. фото слева). Читайте дальше все необычное о знакомом явлении!

Химики СПбГУ синтезировали новое вещество, которое сжимается при нагревании