Антропологи изучили взаимосвязь особенностей лиц представителей разных народов и климатических факторов

Сотрудники Научно-исследовательского института и Музея антропологии имени Д.Н. Анучина, а также кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова проанализировали взаимосвязь особенностей строения лицевого скелета с климатическими факторами в ряде популяций Северной и Северо-Восточной Европы, Сибири и Северо-Восточной Азии. Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале Journal of Human Evolution.

«В обоих исследованных регионах — Северной Азии и Северной Европе — была выявлена значительная и достоверная связь морфологии лицевого скелета изученных групп с комплексом климатических факторов. Как в Европе, так и в Азии, популяции из более холодных регионов характеризовались увеличением длины и ширины верхней челюсти, сужением и удлинением носовой полости, некоторым увеличением ширины носа. Однако жители Северо-Восточной Европы также отличались от своих южных соседей ослабленным выступанием носа и лица в целом, заметным уменьшением высоты грушевидного отверстия, глазниц и носовых костей», — рассказал Андрей Евтеев, автор статьи, старший научный сотрудник лаборатории антропогенеза Научно-исследовательского института и музея антропологии имени Д.Н. Анучина МГУ.

Анализ строения лицевого черепа у верхнепалеолитических Homo sapiens Европы в контексте полученных результатов показал, что его морфология более сходна с современными северными, нежели западными или южными европейцами.  Следовательно, нельзя исключать влияния суровых климатических условий приледниковой зоны на формирование краниологической изменчивости первых представителей современного человека на этом континенте.

В своей работе ученые использовали методы краниометрии и популяционной генетики, провели краниометрическое исследование, а также собрали и обработали данные по дискретно-варьирующим признакам черепа.

«Наша работа впервые подробно рассматривает проявления климатической адаптации в строении черепа населения Северо-Восточной Европы (своего рода "белого пятна" на карте этого направления исследований) и сопоставляет их с подобными проявлениями в группах Сибири и Дальнего Востока. Адаптация верхних дыхательных путей человека к холодному климату изучается более столетия и неизменно вызывает интерес ученых вплоть до сегодняшнего дня. Данные, полученные в исследованиях этого направления, активно используются в работах по эволюции человека, изменчивости современного населения и многих других областях, подчас неожиданных. На практике результаты могут быть интересны оториноларингологам, так как морфологическая изменчивость верхних дыхательных путей может иметь прямую связь с эпидемиологией их заболеваний и особенностями лечения», — заключил ученый.

Исследование проходило в сотрудничестве с учеными из Института общей генетики имени Н.И. Вавилова РАН.

Исследование проходило в рамках направления «Животные» проекта «Ноев Ковчег», осуществляемого при поддержке РНФ

Дурная привычка

Неожиданную особенность недавно обнаружили ученые у китайского трионикса. Оказывается, у этой черепахи жидкие продукты жизнедеятельности выделяются через ротовую полость. Исследователи еще не видели в приро-
де ничего подобного.

Криобака и практика

Ходят слухи, что физики-теоретики - люди непрактичные.

Социороботика

Насекомые прошли тест Тьюрингом

Ученые и выпускники МГУ имени М.В.Ломоносова подтвердили модель Алана Тьюринга, которая описывает такие сложные биологические рисунки, как пятна на шкуре леопарда или узоры на коже тропических рыб.

Обидная многоклеточность

Первые многоклеточные организмы появились аж на миллиард лет раньше, чем еще недавно считалось. Такой вывод сделала международная группа ученых, чье исследование опубликовано в недавнем номере журнала Nature. Для палеонтологов — это сенсация на грани скандала.