Ученые МГУ подтвердили концепцию о сигналинге гормонов растений

Сотрудники Научно-исследовательского института физико-химической биологии (НИИ ФХБ) имени А.Н. Белозерского МГУ имени М.В.Ломоносова подтвердили концепцию о месте протекания сигналинга гормонов растений — цитокининов. Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале Functional Plant Biology.

Сигналинг гормонов — это процесс информационного обмена, заключающийся в передаче сигналов в клетках и между ними. Сигналом служит объединение гормона со своим рецептором. При этом происходит процесс активации рецептора, затем вторичный сигнал доходит до генов-мишеней в ядре. Гены меняют свою активность, а после клетка перестраивает свой метаболизм в том или ином направлении в зависимости от типа сигнала. О месте протекания данного процесса, то есть месте, где рецепторы «ловят» свои гормоны и передают сигнал в ядро клетки, выдвинуто много научных теорий.

«Данная публикация относится к фундаментальной науке, она служит солидным экспериментальным подтверждением выдвинутой нами в 2011 году новой концепции о том, что сигналинг цитокининов — классических гормонов растений — инициируется в мембранах эндоплазматического ретикулума клетки, а не на внешней стороне плазматической мембраны, как считали сторонники прежних представлений», — рассказал Георгий Романов, автор статьи, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник отдела молекулярных основ онтогенеза Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ.

Исследователь отмечает, что при этом у прежних представлений осталось много сторонников, поэтому в последней статье ученые добавляют весомые аргументы в пользу новой концепции.

«Что касается перспектив практического применения, то они в принципе возможны, так как цитокинины активно применяются в биотехнологии, агропроизводстве, создании новых форм растений, медицине и даже косметике (омолаживающие кремы для кожи с цитокининами). Как раз сейчас мы работаем над созданием новых версий цитокининов с особыми свойствами», — заключил ученый.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Института молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта РАН, Института физиологии растений имени К.А. Тимирязева РАН и из Свободного университета Берлина.

Где в Антарктике не бывает снега

Необычное начало, не правда ли? Все мы привыкли, что Антарктида - холодная область, всегда покрытая льдом. За этим часто забывается, что Антарктида все же континент, а не огромный айсберг.

Зачем крабу обе клешни? Чтобы носить на них ту, которая даст ему потомство

Не может быть, что бы Земля была круглая!

Выдающийся английский биолог-эволюционист, соратник Дарвина — Альфред Рассел Уоллес был активным борцом против лженауки и всяческих суеверий.

Fungi sapiens – гриб разумный?

Что такое грибы? Для биологов жизнь этих организмов по-прежнему таит массу загадок. Они сочетают в себе качества растений и животных, превращают насекомых в «зомби» и воздействуют на мозг человека. Без грибов не может существовать большинство мировых экосистем.

Астрономы исследовали линзовидные галактики, не имеющие соседей

Группа ученых из Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ исследовала структуру не имеющих соседей линзовидных галактик.