Ученые МГУ подтвердили концепцию о сигналинге гормонов растений

Сотрудники Научно-исследовательского института физико-химической биологии (НИИ ФХБ) имени А.Н. Белозерского МГУ имени М.В.Ломоносова подтвердили концепцию о месте протекания сигналинга гормонов растений — цитокининов. Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале Functional Plant Biology.

Сигналинг гормонов — это процесс информационного обмена, заключающийся в передаче сигналов в клетках и между ними. Сигналом служит объединение гормона со своим рецептором. При этом происходит процесс активации рецептора, затем вторичный сигнал доходит до генов-мишеней в ядре. Гены меняют свою активность, а после клетка перестраивает свой метаболизм в том или ином направлении в зависимости от типа сигнала. О месте протекания данного процесса, то есть месте, где рецепторы «ловят» свои гормоны и передают сигнал в ядро клетки, выдвинуто много научных теорий.

«Данная публикация относится к фундаментальной науке, она служит солидным экспериментальным подтверждением выдвинутой нами в 2011 году новой концепции о том, что сигналинг цитокининов — классических гормонов растений — инициируется в мембранах эндоплазматического ретикулума клетки, а не на внешней стороне плазматической мембраны, как считали сторонники прежних представлений», — рассказал Георгий Романов, автор статьи, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник отдела молекулярных основ онтогенеза Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ.

Исследователь отмечает, что при этом у прежних представлений осталось много сторонников, поэтому в последней статье ученые добавляют весомые аргументы в пользу новой концепции.

«Что касается перспектив практического применения, то они в принципе возможны, так как цитокинины активно применяются в биотехнологии, агропроизводстве, создании новых форм растений, медицине и даже косметике (омолаживающие кремы для кожи с цитокининами). Как раз сейчас мы работаем над созданием новых версий цитокининов с особыми свойствами», — заключил ученый.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Института молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта РАН, Института физиологии растений имени К.А. Тимирязева РАН и из Свободного университета Берлина.

Почему футболист умнее шахматиста?

Чемпионат среди роботов — это своего рода

Жизнь упала с неба

Новые гипотезы ученых: органическое вещество образовалось не на Земле, а одновременно с Землей

«Горячая десятка» организмов

Список из десяти самых удивительных живых существ, открытых в минувшем году, составил Международный институт исследования видов при Ун

Средневековая Русь заговорила по-немецки

Исследовательница из МГУ рассказала о языковых связях средневековой Европы и Новгорода в международном издании.

Почему вымер шерстистый носорог

Шерстистый носорог (Coelodonta antiquitatis) – один из самых распространённых видов мамонтовой фауны Евразии. Его останки обнаружены на территории от Британских островов на западе до Чукотки и Камчатки на востоке.

Останцы погибших

То, что вы прочитали наверху, - не опечатка. Если от людей после смерти остаются останки, то от гор - останцы. И в отличие от первых - это красивейшее, а зачастую просто неповторимое зрелище.

Ученые за два часа взломали алгоритм шифрования, считавшийся неприступным

Протокол шифрования, в основе которого лежат так называемые "дискретные логарифмы", считался одним из кандидатов на роль будущей системы безопасности для Интернета.

Мохнатый планшетник, надувной смартфон

Звучит невероятно, но однажды Всемирная паутина станет доступной для осязания. Модифицированные сенсорные экраны будут создавать весьма убедительные иллюзии, заставляя верить, что трогаешь реальные вещи.