September 25 – October 11

Ученые МГУ подтвердили концепцию о сигналинге гормонов растений

Сотрудники Научно-исследовательского института физико-химической биологии (НИИ ФХБ) имени А.Н. Белозерского МГУ имени М.В.Ломоносова подтвердили концепцию о месте протекания сигналинга гормонов растений — цитокининов. Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале Functional Plant Biology.

Сигналинг гормонов — это процесс информационного обмена, заключающийся в передаче сигналов в клетках и между ними. Сигналом служит объединение гормона со своим рецептором. При этом происходит процесс активации рецептора, затем вторичный сигнал доходит до генов-мишеней в ядре. Гены меняют свою активность, а после клетка перестраивает свой метаболизм в том или ином направлении в зависимости от типа сигнала. О месте протекания данного процесса, то есть месте, где рецепторы «ловят» свои гормоны и передают сигнал в ядро клетки, выдвинуто много научных теорий.

«Данная публикация относится к фундаментальной науке, она служит солидным экспериментальным подтверждением выдвинутой нами в 2011 году новой концепции о том, что сигналинг цитокининов — классических гормонов растений — инициируется в мембранах эндоплазматического ретикулума клетки, а не на внешней стороне плазматической мембраны, как считали сторонники прежних представлений», — рассказал Георгий Романов, автор статьи, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник отдела молекулярных основ онтогенеза Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ.

Исследователь отмечает, что при этом у прежних представлений осталось много сторонников, поэтому в последней статье ученые добавляют весомые аргументы в пользу новой концепции.

«Что касается перспектив практического применения, то они в принципе возможны, так как цитокинины активно применяются в биотехнологии, агропроизводстве, создании новых форм растений, медицине и даже косметике (омолаживающие кремы для кожи с цитокининами). Как раз сейчас мы работаем над созданием новых версий цитокининов с особыми свойствами», — заключил ученый.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Института молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта РАН, Института физиологии растений имени К.А. Тимирязева РАН и из Свободного университета Берлина.

Почему футболист умнее шахматиста?

Чемпионат среди роботов — это своего рода

Жизнь упала с неба

Новые гипотезы ученых: органическое вещество образовалось не на Земле, а одновременно с Землей

«Горячая десятка» организмов

Список из десяти самых удивительных живых существ, открытых в минувшем году, составил Международный институт исследования видов при Ун

У березы самая твердая древесина

Когда говорят о прочности древесины, то многие сразу вспоминают железное дерево, тисс или самшит. Но самая твердая древесина у березы, березы Шмидта, или железной березы.

Золотая черепаха

По легенде, относящейся к реальным историческим событиям третьего века до нашей эры, в разгар борьбы Вьетнама против китайского вторжения народа из одного ханойского озера явилась невиданная черепаха и вручила некому герою магический меч.

17 сентября родился К.Э. Циолковский

История одного лазера

Суджи Накамура стоит на сцене перед переполненным залом. Затем достает лазерную указку и направляет ее на чистую стену. Зрители с трепетом смотрят, как ярко-голубые пятна кружатся и скачут прямо над ними.

7 самых интересных установок МГУ

В институтах МГУ работают тысячи приборов: электронные микроскопы и холодильники для биоматериала, лазеры и ускорители, компьютеры и секвенаторы... Мы выбрали семь. Это уникальные технологии, которые помогают изучать мир и делать его лучше.