Ученые МГУ подтвердили концепцию о сигналинге гормонов растений

Сотрудники Научно-исследовательского института физико-химической биологии (НИИ ФХБ) имени А.Н. Белозерского МГУ имени М.В.Ломоносова подтвердили концепцию о месте протекания сигналинга гормонов растений — цитокининов. Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале Functional Plant Biology.

Сигналинг гормонов — это процесс информационного обмена, заключающийся в передаче сигналов в клетках и между ними. Сигналом служит объединение гормона со своим рецептором. При этом происходит процесс активации рецептора, затем вторичный сигнал доходит до генов-мишеней в ядре. Гены меняют свою активность, а после клетка перестраивает свой метаболизм в том или ином направлении в зависимости от типа сигнала. О месте протекания данного процесса, то есть месте, где рецепторы «ловят» свои гормоны и передают сигнал в ядро клетки, выдвинуто много научных теорий.

«Данная публикация относится к фундаментальной науке, она служит солидным экспериментальным подтверждением выдвинутой нами в 2011 году новой концепции о том, что сигналинг цитокининов — классических гормонов растений — инициируется в мембранах эндоплазматического ретикулума клетки, а не на внешней стороне плазматической мембраны, как считали сторонники прежних представлений», — рассказал Георгий Романов, автор статьи, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник отдела молекулярных основ онтогенеза Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ.

Исследователь отмечает, что при этом у прежних представлений осталось много сторонников, поэтому в последней статье ученые добавляют весомые аргументы в пользу новой концепции.

«Что касается перспектив практического применения, то они в принципе возможны, так как цитокинины активно применяются в биотехнологии, агропроизводстве, создании новых форм растений, медицине и даже косметике (омолаживающие кремы для кожи с цитокининами). Как раз сейчас мы работаем над созданием новых версий цитокининов с особыми свойствами», — заключил ученый.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Института молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта РАН, Института физиологии растений имени К.А. Тимирязева РАН и из Свободного университета Берлина.

Почему футболист умнее шахматиста?

Чемпионат среди роботов — это своего рода

Жизнь упала с неба

Новые гипотезы ученых: органическое вещество образовалось не на Земле, а одновременно с Землей

«Горячая десятка» организмов

Список из десяти самых удивительных живых существ, открытых в минувшем году, составил Международный институт исследования видов при Ун

Ученые исследовали крайне необычного представителя морских беспозвоночных

Международным коллективом ученых при участии коллег из Зоологического музея МГУ имени М.В.Ломоносова в рамках проекта «Ковчег» был исследован представитель двустворчаты

Когда человек видит в ультрафиолете

Представить себе видение мира в ультрафиолете, которым отличаются пчелы, весьма непросто, хотя некоторое представление получить и можно.

Следовал ли Ной инструкции Бога?

Профессор Ирвин Финкель из Британского музея утверждает, что Ноев ковчег не был похож, как считалось до сих пор, на корабль в нашем привычном понимании этого слова, а был круглой формы.

Ветряная турбина - парус

Ветряной энергии достаточно, чтобы питать всю нашу планету. Однако конвенциональные ветряные турбины не особенно эффективны в деле её сбора.

Жизнь упала с неба