Ученые МГУ подтвердили концепцию о сигналинге гормонов растений

Сотрудники Научно-исследовательского института физико-химической биологии (НИИ ФХБ) имени А.Н. Белозерского МГУ имени М.В.Ломоносова подтвердили концепцию о месте протекания сигналинга гормонов растений — цитокининов. Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале Functional Plant Biology.

Сигналинг гормонов — это процесс информационного обмена, заключающийся в передаче сигналов в клетках и между ними. Сигналом служит объединение гормона со своим рецептором. При этом происходит процесс активации рецептора, затем вторичный сигнал доходит до генов-мишеней в ядре. Гены меняют свою активность, а после клетка перестраивает свой метаболизм в том или ином направлении в зависимости от типа сигнала. О месте протекания данного процесса, то есть месте, где рецепторы «ловят» свои гормоны и передают сигнал в ядро клетки, выдвинуто много научных теорий.

«Данная публикация относится к фундаментальной науке, она служит солидным экспериментальным подтверждением выдвинутой нами в 2011 году новой концепции о том, что сигналинг цитокининов — классических гормонов растений — инициируется в мембранах эндоплазматического ретикулума клетки, а не на внешней стороне плазматической мембраны, как считали сторонники прежних представлений», — рассказал Георгий Романов, автор статьи, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник отдела молекулярных основ онтогенеза Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ.

Исследователь отмечает, что при этом у прежних представлений осталось много сторонников, поэтому в последней статье ученые добавляют весомые аргументы в пользу новой концепции.

«Что касается перспектив практического применения, то они в принципе возможны, так как цитокинины активно применяются в биотехнологии, агропроизводстве, создании новых форм растений, медицине и даже косметике (омолаживающие кремы для кожи с цитокининами). Как раз сейчас мы работаем над созданием новых версий цитокининов с особыми свойствами», — заключил ученый.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Института молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта РАН, Института физиологии растений имени К.А. Тимирязева РАН и из Свободного университета Берлина.

Последний путь гаджета

Диетические мифы

Если никакие научные данные, советы специалистов, медицинские показания не могут вас отвернуть от приверженности разнообразным диетам, то стоит хотя бы знать основные трюки и мифы, которые используют их составители.

Видео Морского дьявола. Первое в мире

Большинство людей знает, что такое рыба-удильщик. Одна из них стала героем мультфильма «В поисках Немо». Об этом удивительном существе мы писали в статье «Глубинное чудовище».

Учёный в баре

Заходит Паскаль в бар, а в баре сто тысяч паскалей.

Как бактерии проводят электричество

Электропроводящие выросты на поверхности бактериальных клеток устроены подобно обычным электрическим проводам – с проводящей внутренней частью и изолирующей обмоткой.