Математик МГУ изучил систему, описывающую движение жидких кристаллов

Сотрудник механико-математического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова доказал теорему существования и единственности для полной трехмерной математической системы. О своем исследовании ученый рассказал в статье, опубликованной в журнале Mathematical Models and Methods in Applied Sciences.

Трехмерная математическая система — это полное математическое описание какого-либо явления или процесса, происходящего в реальности. В ходе данного исследования ученые составили такую систему для описания динамики жидких кристаллов — веществ, имеющих свойства жидкостей и кристаллов одновременно — и доказали для нее теорему существования и единственности. Данная теорема является основой решения математической задачи, устанавливая условия, при которых это решение существует. Решение возможно, только если доказаны единственность решения и корректность самой постановки задачи.

«В работе рассматривается полная система Эриксена-Лесли, которая описывает движение жидких кристаллов. Для этой системы впервые была доказана теорема существования и единственности как для периодических сред, так и для ограниченной области с различными краевыми (граничными) условиями», — рассказал автор статьи Григорий Чечкин, доктор физико-математических наук, профессор кафедры дифференциальных уравнений отделения математики механико-математического факультета МГУ.

В ходе работы ученые использовали методы качественной теории дифференциальных уравнений с частными производными и методы функционального анализа.

«Описание движения жидких кристаллов представляет трудную задачу с точки зрения как физики и механики, так и математики. Ценность работы в том, что нам удалось доказать теорему существования и единственности. Такие результаты непосредственно помогают правильно моделировать динамику оптически одноосных жидких кристаллов и таким образом дают возможность решать множество чисто теоретических задач физики, а также прикладных инженерных задач», — заключил ученый.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Московского государственного университета печати, Шанхайского университета Цзяо Тун (Китай) и Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария).

Европейский университет поставил нейросеть в полиции

Изучение влияния старения на процесс восстановления почек

Группа исследователей из МГУ имени М.В.Ломоносова под руководством профессоров Дмитрия Зорова и Егора Плотникова изучила влияние старения на такие ключевые клеточные пр

Магистрант МГУ изучил эволюционную судьбу плиозавров по зубам

Ученые создали проект нового детектора гравитационных волн

Международная группа ученых при участии исследователей из МГУ имени М.В.Ломоносова разработала проект нового космического детектора гравитационных волн в миллигерцовом диапазоне частот.

Рукотворная звезда

Для земного наблюдателя это выглядит как плавное появление и последующее плавное исчезновение ярчайшей звезды (см. фото слева). Явление продолжается менее 10 секунд.