Физики МГУ разработали новый метод синтеза металлических наночастиц в материалах

Сотрудники Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д.В. Скобельцына и Международного учебно-научного лазерного центра МГУ имени М.В.Ломоносова создали метод синтеза стабильных нанопористых композитов, в поры которых внедрены наночастицы металлов. О своей работе ученые рассказали в статье, которая была опубликована в The Journal of Supercritical Fluids.

«Работа посвящена синтезу металлических наночастиц в объемных нанопористых материалах. В данном случае серебряные частицы синтезировались в аэрогеле на основе диоксида кремния, характеризующемся размером пор от единиц до сотен нанометров. В работе достигнуты две основные цели. Первая — реализация управления концентрацией наночастиц в различных условиях путем дозирования лазерного облучения. Вторая цель — реализация оптической диагностики, позволяющей охарактеризовать форму, размер и концентрацию наночастиц непосредственно в процессе синтеза в режиме реального времени. Результаты демонстрируют, что примененная методика позволяет получать частицы квазисферической формы и размером несколько нанометров, при этом их концентрацией можно легко управлять», — рассказал Владимир Аракчеев, автор статьи, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Международного учебно-научного лазерного центра МГУ.

В основе применяемой экспериментальной методики лежит ставший популярным в последние годы метод сверхкритического осаждения, позволяющий синтезировать наночастицы металлов внутри объемных нанопористых материалов. Содержащие атомы металла химические соединения внедряют внутрь пор в виде раствора в сверхкритическом флюиде, который характеризуется высокой растворяющей способностью и низкой вязкостью. После этого проводится специфическая обработка пропитанного раствором материала, приводящая к высвобождению атомов металла и их дальнейшему объединению в наночастицы внутри пор. Традиционно обработка осуществляется путем термического или химического воздействия. В настоящей работе ученые использовали подход, основанный на использовании лазерного облучения для восстановления металла. Это значительно упрощает управление концентрацией наночастиц, а также дает возможность осуществления их синтеза с высокой пространственной избирательностью, достигаемой путем фокусировки излучения или с помощью интерференционных свойств света.

«Создание стабильных нанопористых композитов, в поры которых внедрены наночастицы металлов, является актуальной задачей. Такие композиты имеют широкий спектр современных и перспективных применений в химии, биомедицине, микроэлетронике, оптике. В частности, применение таких материалов актуально в катализе, переработке отходов, очистке крови, антибактериальной терапии, создании биоимплантатов, электронных и оптических компонентов и устройств», — заключил ученый.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Института проблем лазерных и информационных технологий РАН.

За мной следят. Мне страшно

Физики заменили дешевым кремнием дорогие полупроводники, используемые при изготовлении мониторов

Живая часть вируса

Изящный эксперимент, где из "неживого" было создано "живое", провел американский ученый германского происхождения Хайнц Фрекель-Конрат.

Научные ереси Фримена Дайсона

Фримен Дайсон - один из наиболее ярких и парадоксальных мыслителей нашего времени. Это помимо того, что он еще и крупный ученый, один из основателей квантовой электродинамики.

Автомобили без водителя уже ездят по дорогам

Бывший секретный проект Google теперь в прямом смысле этого слова появляется на публике: компания получила лицензию для тестовых поездок по дорогам общего пользования в Неваде, а до этого приглашались желающие для тестовой поездки на закрытой площадке.