Ученые разработали метод наблюдения за движением экситонов

(Слева) Концепция эксперимента. Экситоны генерируются в органическом полупроводнике (экситонный материал) под действием лазерного импульса накачки. Экситоны затем диффундируют к материалу-детектору зарядов (синяя стрелка), где распадаются на пару зарядов

Ученые из МГУ в составе международного коллектива из Института передовых материалов им. Цернике (университет г. Гронингена, Нидерланды), Принстонского университета (США) и технологического центра IMEC (Бельгия), разработали новый метод для наблюдения динамики экситонов в органических полупроводниках в реальном времени. Результаты этой работы недавно опубликованы в ведущем физическом журнале Physical Review Letters.

Органическая электроника — стремительно развивающаяся область современной науки и технологии, которая однажды может прийти на смену традиционной кремниевой электронике. «В основе органических электронных устройств лежат органические полупроводники, которые обладают такими преимуществами как малый удельный вес, гибкость и простота обработки, — комментирует Дмитрий Паращук, профессор физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. — Элементарным фотовозбуждением в органических материалах является так называемый "экситон Френкеля" (названный по имени советского физика Якова Ильича Френкеля) — сильно связанное состояние отрицательного и положительного зарядов. Динамика экситонов Френкеля, то есть их пространственное перемещение в объеме полупроводника, во многом определяет эффективность органических электронных устройств. Таким образом, для разработки высокоэффективных органических устройств необходимы методы контроля и наблюдения движения экситонов».

Комбинируя передовые технологии в области вакуумного напыления тонких пленок (IMEC), рентгеновской спектроскопии (Принстон), сверхбыстрой спектроскопии и компьютерного моделирования (Институт им. Цернике и МГУ), ученым удалось отследить динамику экситонов в органических полупроводниках с фемтосекундным временным разрешением. С помощью данного метода исследователи продемонстрировали необычайно эффективную диффузию экситонов Френкеля в пленках фуллерена С70, которая оказалась более чем в 10 раз быстрее, чем в других широко используемых органических материалах. «Представленная технология открывает новые горизонты в разработке эффективных органических оптоэлектронных устройств, в том числе органических транзисторов и лазеров», — заключает один из авторов работы Олег Козлов, младший научный сотрудник Международного учебно-научного лазерного центра МГУ.

Реставраторы ТГУ восстановили немецкую грамоту начала XV века

Сонные инновации

Большинство из нас хоть раз ловили себя на мысли, что было бы очень здорово, если бы нам не нужно было так много спать. Небольшая группа исследователей ищет  сейчас немедикаментозные способы, позволяющие сократить время сна без ущерба для здоровья.

Лучшие научные проекты выиграли гранты на сумму 18,5 млрд рублей

Животные-рекордсмены. Часть II

Продолжаем рассказ о выдающихся представителях животного царства. Все самые сильные, зоркие, ловкие, тяжелые. Кстати, в нашем списке есть даже акулы. Никогда не догадаетесь, по какому признаку они самые-самые!

Обидная многоклеточность

Первые многоклеточные организмы появились аж на миллиард лет раньше, чем еще недавно считалось. Такой вывод сделала международная группа ученых, чье исследование опубликовано в недавнем номере журнала Nature. Для палеонтологов — это сенсация на грани скандала.