Ученые разработали метод наблюдения за движением экситонов

(Слева) Концепция эксперимента. Экситоны генерируются в органическом полупроводнике (экситонный материал) под действием лазерного импульса накачки. Экситоны затем диффундируют к материалу-детектору зарядов (синяя стрелка), где распадаются на пару зарядов

Ученые из МГУ в составе международного коллектива из Института передовых материалов им. Цернике (университет г. Гронингена, Нидерланды), Принстонского университета (США) и технологического центра IMEC (Бельгия), разработали новый метод для наблюдения динамики экситонов в органических полупроводниках в реальном времени. Результаты этой работы недавно опубликованы в ведущем физическом журнале Physical Review Letters.

Органическая электроника — стремительно развивающаяся область современной науки и технологии, которая однажды может прийти на смену традиционной кремниевой электронике. «В основе органических электронных устройств лежат органические полупроводники, которые обладают такими преимуществами как малый удельный вес, гибкость и простота обработки, — комментирует Дмитрий Паращук, профессор физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. — Элементарным фотовозбуждением в органических материалах является так называемый "экситон Френкеля" (названный по имени советского физика Якова Ильича Френкеля) — сильно связанное состояние отрицательного и положительного зарядов. Динамика экситонов Френкеля, то есть их пространственное перемещение в объеме полупроводника, во многом определяет эффективность органических электронных устройств. Таким образом, для разработки высокоэффективных органических устройств необходимы методы контроля и наблюдения движения экситонов».

Комбинируя передовые технологии в области вакуумного напыления тонких пленок (IMEC), рентгеновской спектроскопии (Принстон), сверхбыстрой спектроскопии и компьютерного моделирования (Институт им. Цернике и МГУ), ученым удалось отследить динамику экситонов в органических полупроводниках с фемтосекундным временным разрешением. С помощью данного метода исследователи продемонстрировали необычайно эффективную диффузию экситонов Френкеля в пленках фуллерена С70, которая оказалась более чем в 10 раз быстрее, чем в других широко используемых органических материалах. «Представленная технология открывает новые горизонты в разработке эффективных органических оптоэлектронных устройств, в том числе органических транзисторов и лазеров», — заключает один из авторов работы Олег Козлов, младший научный сотрудник Международного учебно-научного лазерного центра МГУ.

За мной следят. Мне страшно

Физики заменили дешевым кремнием дорогие полупроводники, используемые при изготовлении мониторов

Живая часть вируса

Изящный эксперимент, где из "неживого" было создано "живое", провел американский ученый германского происхождения Хайнц Фрекель-Конрат.

Научные ереси Фримена Дайсона

Фримен Дайсон - один из наиболее ярких и парадоксальных мыслителей нашего времени. Это помимо того, что он еще и крупный ученый, один из основателей квантовой электродинамики.

Автомобили без водителя уже ездят по дорогам

Бывший секретный проект Google теперь в прямом смысле этого слова появляется на публике: компания получила лицензию для тестовых поездок по дорогам общего пользования в Неваде, а до этого приглашались желающие для тестовой поездки на закрытой площадке.