Химики выяснили, зачем нужен беспорядок в кристалле

Виктор Тафеенко и Станислав Гурский (кафедра общей химии химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова) доказали, что беспорядок в кристалле необходим для его роста. Работа ученых была опубликована в журнале Crystal Growth and Design.

«В статье «Беспорядок ради порядка» впервые беспорядок в кристалле определен не как случайная величина, а как необходимая характеристика для роста и существования органического кристалла, — комментирует Виктор Тафеенко. — Установлено что степень беспорядка (разупорядочения) в кристалле величина постоянная для данной полиморфной модификации и может быть изменена лишь с изменением полиморфной модификации. Изменение ориентации молекулы в кристалле изменяет воздействие на нее окружающих на нее молекул и, следовательно, ведет к изменению присущих молекуле свойств. В работе данное утверждение продемонстрировано на примере изменения люминесценнтных свойств исследуемого вещества».

В работе использовались спектральные и дифракционные методы исследования. Работа была начата 2003 году, но основные исследования проведены в период 2011–2015 годов после приобретения по программе развития МГУ дифрактометра STADIVARI PILATUS-100K.

«Знания о природе и роли разупорядочения в кристалле это возможность разработки и оптимизации новых путей получения материалов с востребованными технологическими свойствами на основе молекул в кристалле, физические свойства которых, чувствительны к внешнему окружению», — заключает Виктор Тафеенко.

Российские ученые разработали алгоритм-руководство для ДНК-оригами

Ученые Политеха сделали еще один шаг к созданию вакцины против ВИЧ

Ученые МФТИ сделали первые в мире биосенсоры из меди и оксида графена

Изобрести лифт

Вот уже на протяжении 160 лет с момента создания лифта его основная концепция не меняется. Все это время лифт предназначался для перемещения людей только вверх и вниз, однако немецкая компания ThyssenKrupp сообщает, что настало время перемен.

Рукотворная планета Земля

Эксперимент - штука сложная. Но бывают занимательные эксперименты, которые вошли в историю.  В одном из таких опытов ученые решили смоделировать планету Земля в... простой теплице.