Химики выяснили, зачем нужен беспорядок в кристалле

Виктор Тафеенко и Станислав Гурский (кафедра общей химии химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова) доказали, что беспорядок в кристалле необходим для его роста. Работа ученых была опубликована в журнале Crystal Growth and Design.

«В статье «Беспорядок ради порядка» впервые беспорядок в кристалле определен не как случайная величина, а как необходимая характеристика для роста и существования органического кристалла, — комментирует Виктор Тафеенко. — Установлено что степень беспорядка (разупорядочения) в кристалле величина постоянная для данной полиморфной модификации и может быть изменена лишь с изменением полиморфной модификации. Изменение ориентации молекулы в кристалле изменяет воздействие на нее окружающих на нее молекул и, следовательно, ведет к изменению присущих молекуле свойств. В работе данное утверждение продемонстрировано на примере изменения люминесценнтных свойств исследуемого вещества».

В работе использовались спектральные и дифракционные методы исследования. Работа была начата 2003 году, но основные исследования проведены в период 2011–2015 годов после приобретения по программе развития МГУ дифрактометра STADIVARI PILATUS-100K.

«Знания о природе и роли разупорядочения в кристалле это возможность разработки и оптимизации новых путей получения материалов с востребованными технологическими свойствами на основе молекул в кристалле, физические свойства которых, чувствительны к внешнему окружению», — заключает Виктор Тафеенко.

О пользе тиканья

Американские психологи установили: осознание дискретности бытия заставляет нас торопиться

Гиперболоид инженера Шухова

Искусство и ремесло, мастерство и умение в Древней Греции назывались одним словом — «техне» (τέχνη, технэ, techne).

Полимер-терминатор

Кусочек пластика, разделенный на две части, способен восстанавливаться без какого-либо постороннего вмешательства... Речь идет о совершенно новом типе полимеров. Ранее ничего подобного никто не создавал, хотя попытки предпринимались.

Ложная панацея

Витамин С - один из самых раскрученных брендов в мире. И, как случается со многими брендами, не вполне заслуженно. Его положительное влияние на иммунитет и выздоровление от гриппа – вопрос все еще спорный с научной точки зрения.

Астрономы исследовали поведение квазара 3С 279