cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Исследователи разрешили проблему механизма генерации терагерцового излучения

Международная группа ученых при участии исследователей из МГУ имени М.В.Ломоносова разрешила вопрос о механизме генерации терагерцового излучения при определенных условиях. Терагерцовое излучение — это вид электромагнитного излучения, спектр частот которого расположен между инфракрасным и сверхвысокочастотным диапазонами. С результатами работы можно ознакомиться в журнале Physical Review Letters.

«Разрешена давняя активно дискутируемая проблема о механизме генерации терагерцового излучения при двуцветной филаментации фемтосекундных лазерных импульсов в воздухе, — рассказывает Ольга Косарева, один из авторов работы. — Определено, что как нейтральные молекулы, так и плазма играют роль в этом процессе. При этом вклад четырехволнового смешения на нейтралах значительно слабее и выражен на более высоких частотах, чем сильный низкочастотный вклад плазмы. На нейтралах генерируется терагерцовая компонента, распространяющаяся вперед, а на плазме — распространяющаяся в конус. Такое пространственное распределение терагерцового излучения является универсальным и проявляется как в сфокусированной, так и в коллимированной геометрии».

В эксперименте по двуцветной филаментации было использовано излучения титан-сапфирового лазера и его вторая гармоника. Генерируемое при этом терагерцовое излучение регистрировалось при помощи интерферометра Майкельсона и гелиевого болометра. Численное исследование в работе проводилось на основе однонаправленного уравнения распространения, справедливого для сильно расходящегося излучения и сверхкоротких световых импульсов.

«Исследование механизмов генерации и свойств терагерцового излучения филамента позволит создать управляемый источник терагерцового излучения для удаленного зондирования, астрономических и медицинских приложений», — заключает Ольга Косарева.

Химики создали программу для безопасного хранения и утилизации реактивов

Американские ученые создали компьютерную программу для поиска безопасных и эффективных способов хранения и утилизации химических реактивов.

Гравитационная линза впервые помогла рентгеновским наблюдениям

Оптическое и рентгеновские изображения линзированной галактики
M. Bayliss  et al. / Nature Astronomy, 2019

Физики получили пластичное стекло

Ученые создали тонкие пленки из стеклообразного оксида алюминия, которые можно растягивать, сжимать и изгибать без появления трещин при комнатной температуре.

Читатели вымирают как динозавры

У тех, кто очень часто и долго сидит в интернете, мозг подвергается переформатированию. В итоге, в нем появляются нейронные цепи, что заставляют человека читать обычные тексты «по диагонали».

Технологию CRISPR впервые применили для лечения слепоты

CRISPR-Cas, или молекулярные ножницы, – это технология, на которую современная медицина возлагает большие надежды.

Как М.В. Ломоносов открыл атмосферу Венеры

Среди историков бытует мнение, что именно астрономия пробудила у юного Ломоносова интерес к знаниям, поскольку на его родине незадолго до того жил человек, страстно увлеченный этой наукой.

С микроскопических ракообразных сняли обвинения во вреде коралловым рифам