cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Ученые создали проект нового детектора гравитационных волн

Международная группа ученых при участии исследователей из МГУ имени М.В.Ломоносова разработала проект нового космического детектора гравитационных волн в миллигерцовом диапазоне частот. Более подробно с работой можно ознакомиться в журнале Classical and Quantum Gravity.

«В работе предложен проект космического гравитационно-волнового детектора в миллигерцовом диапазоне частот, — рассказывает один из авторов работы Вадим Милюков. — Проект будет выполняться в сотрудничестве с Китаем и поэтому получил название Tian Qin, что в переводе обозначает «Небесная цитра» (музыкальный инструмент). Главная научная цель миссии — обнаружение гравитационного излучения от известного источника, в качестве кандидата которого рассматривается двойная звезда с орбитальным периодом порядка 6 минут».

Идея этого эксперимента была предложена учеными ГАИШ МГУ Михаилом Сажиным, Вадимом Милюковым и Владимиром Жаровым.

Детальная разработка схемы орбитального эксперимента показала, что космический детектор должен быть реализован на трех идентичных космических аппаратах, размещенных на почти идентичных геоцентрических орбитах с большой полуосью порядка 100 тыс. км и формирующих почти равносторонний треугольник. Каждый аппарат будет оснащен лазерной системой, способной передавать и принимать лазерные сигналы на два других космических аппарата группировки. Гетеродинный лазерный интерферометр будет использоваться для мониторинга изменений расстояния между космическими аппаратами. Опорные точки интерферометра совмещены с пробными массами системы редукции негравитационных возмущений, таким образом, интерферометр будет измерять расстояние между этими пробными массами, находящимися в свободном падении.

«Ожидается, что после трех месяцев наблюдений может быть выделен гравитационный сигнал от известного источника, на который оптимизирован детектор, с отношением сигнал/шум порядка 10, при измерении межспутниковых расстояний  точностью 1 пикометр в единичной полосе частот», — комментирует Вадим Милюков.

Tian Qin — это доступный по стоимости космический эксперимент с значительной вероятностью успеха. «Многие технологии, необходимые для реализации эксперимента, либо уже имеются, либо могут быть достаточно быстро достигнуты, что  с учетом планируемых геоцентрических орбит дает основание прямого обнаружения гравитационных волн излучения от одного или небольшого набора источников. Таким образом, Tian Qin — научно и технологически обоснованный проект космического эксперимента, который может быть реализован в конце следующего десятилетия», — заключает Вадим Милюков.

Химики создали программу для безопасного хранения и утилизации реактивов

Американские ученые создали компьютерную программу для поиска безопасных и эффективных способов хранения и утилизации химических реактивов.

Гравитационная линза впервые помогла рентгеновским наблюдениям

Оптическое и рентгеновские изображения линзированной галактики
M. Bayliss  et al. / Nature Astronomy, 2019

Физики получили пластичное стекло

Ученые создали тонкие пленки из стеклообразного оксида алюминия, которые можно растягивать, сжимать и изгибать без появления трещин при комнатной температуре.

Учёные МГУ: Антенны микроскопических наездников-паразитов максимально оптимизированы

Корабль «Прогресс МС-13» скорректирует орбиту МКС

С целью формирования рабочей орбиты Международной космической станции перед запуском грузового корабля «Прогресс МС-14» на 2 апреля 2020 года запланирована коррекция её орбиты.

Сибирские ученые создают новые продукты углепереработки

Ученые СО РАН предложили новые решения автоматизации для получения продуктов угледобычи и угленефтехимии в Кузбассе.

Семь загадок Космоса. Часть II

Исследования нашей Вселенной начались сравнительно недавно, когда были, наконец, развиты такие технологии, которые хотя бы чуть-чуть позволили приоткрыть ее тайны. Тем не менее, в этом огромном мире, в котором мы живем, еще полным-полно всяких загадок.

Надежда на разум

Мы не один раз просматривали кадры, на которых запечатлено спасение животных человеком, но как редко доводилось наблюдать, чтобы дикое животное стремилось к людям, в надежде получить помощь!