Разработан улучшенный способ проведения химических реакций

Сотрудники химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова синтезировали стабильные карбены — чрезвычайно реакционноспособные соединения углерода, применяемые в органическом катализе. Это позволит сделать синтез химических веществ более дешевым и экологичным. Руководитель исследования профессор Михаил Нечаев за работы в области органического синтеза был отмечен премией Правительства Москвы молодым ученым за 2016 год.

Карбены — соединения двухвалентного углерода. Вместо типичных для данного элемента четырех ковалентных связей, в карбенах два электрона образуют ковалентные связи, а два других электрона образуют неподеленную электронную пару. Следствием такой электронной конфигурации является высокая реакционная способность карбенов. Химия этих соединений развивается в двух основных направлениях: органический катализ, когда карбены выступают активаторами органических реакций, и металлокомплексный катализ, где карбены используют в качестве лигандов (молекул, связанных с центральным атомом) в каталитических комплексах металлов — палладия, платины, меди, золота и др.

Химики из МГУ исследуют новый тип карбенов, содержащих расширенные шести-, семи- и восьмичленные циклы, и их комплексы с переходными металлами (палладий, золото, медь). На основе новых комплексов были разработаны каталитические системы, позволяющие проводить важные органические реакции в условиях «зеленой» химии. Так, использование комплексов палладия позволяет проводить реакции с образованием связей углерод-углерод в воде (реакция Сузуки-Мийауры) и образование связей углерод-азот без использования растворителя (реакция Бухвальда-Хартвига). Также без использования растворителя могут протекать реакции присоединения аминов к ацетиленам, катализируемые комплексами золота, и реакции сочетания органических азидов с алкинами, катализируемые комплексами меди. Такие реакции широко используются в химических исследованиях, разработке лекарственных препаратов, в тонких химических технологиях. Результаты работы ученые были опубликованы в высокорейтинговых журналах European Journal of Organic ChemistryAdvanced Synthesis and CatalysisDalton Transactions.

«Мы разработали способы проведения реакций не в органических растворителях, а в воде или совсем без использования растворителя. Это химия с прицелом на прикладное использование и на увеличение эффективности синтеза с экологической и экономической точек зрения», — поясняет профессор Михаил Нечаев. Многие органические растворители токсичны, пожароопасны. Затраты на очистку и регенерацию можно существенно сократить, если на каких-либо стадиях синтеза удается избавиться от органических растворителей и выделять высокочистые продукты с помощью простой сублимации.

«Карбены в свое время воспринимались как аналоги фосфинов (фосфорорганические соединения фосфина PH3, в которых атомы водорода замещены одним или несколькими углеводородными радикалами) — тоже есть пара электронов, и сильные донорные свойства (возможность присоединять молекулы посредством образования связи через неподеленную пару электронов), — рассказывает Михаил Нечаев. — Появляется все больше примеров, когда химия, которая раньше делалась на фосфинах (реакции кросс-сочетания – создания новой связи углерод-углерод), теперь делается на карбенах, но с большей эффективностью. С чем это связано? Карбены — более донорные лиганды, чем фосфины, их пространственные свойства можно менять в более широких пределах, они гораздо менее токсичны, и, что немаловажно, комплексы металлов с карбенами характеризуются гораздо большей стабильностью, чем фосфиновые».

Дурная привычка

Неожиданную особенность недавно обнаружили ученые у китайского трионикса. Оказывается, у этой черепахи жидкие продукты жизнедеятельности выделяются через ротовую полость. Исследователи еще не видели в приро-
де ничего подобного.

Криобака и практика

Ходят слухи, что физики-теоретики - люди непрактичные.

Социороботика

Насекомые прошли тест Тьюрингом

Ученые и выпускники МГУ имени М.В.Ломоносова подтвердили модель Алана Тьюринга, которая описывает такие сложные биологические рисунки, как пятна на шкуре леопарда или узоры на коже тропических рыб.

Обидная многоклеточность

Первые многоклеточные организмы появились аж на миллиард лет раньше, чем еще недавно считалось. Такой вывод сделала международная группа ученых, чье исследование опубликовано в недавнем номере журнала Nature. Для палеонтологов — это сенсация на грани скандала.