Ноев ковчег: зачем МГУ создает биологическую «палату мер и весов»

Трое академиков из МГУ рассказали о создании «Ноева ковчега» — первого в мире мегахранилища биологических материалов, изучение которых поможет найти ключи к редким болезням, раскроет секреты эволюции и приблизит человека к долгой жизни и бессмертию.

В начале 2015 года в МГУ был создан новый крупный проект — «Ноев ковчег», депозитарий, в котором должны храниться образцы биоматериалов всех живых организмов на Земле. На реализацию этого проекта был выделен миллиард рублей — примерно четверть этой суммы приходится на средства МГУ, а остальные 750 миллионов — на Российский научный фонд.

В этой коллекции, как рассказал декан биофака университета, академик Михаил Кирпичников, сегодня хранится рекордное количество экземпляров растений, животных, бактерий и «чистой» ДНК, что позволяет МГУ уверенно занимать высокие места в топ-20 мировых запасников биоматериалов во всех этих категориях.

По словам академика Всеволода Ткачука, декана факультета фундаментальной медицины, суть «Ковчега» будет заключаться не в пополнении коллекции, а в ее использовании по прямому назначению — для раскрытия тайн жизни на Земле и обеспечения максимально комфортного существования для всех людей.

Ковчег для выживания человечества

«В современной биологии произошла настоящая революция. Тысячи лет люди умели размножать растения вегетативным путем, используя веточки или кусочки клубней. В XXI веке клеточная биология достигла такого уровня, когда нечто подобное стало возможным и для клеток человека. Клонирование стало обычным бизнесом в США и ряде других стран — сегодня богатые люди могут просто заказать клона своей любимой кошки, собаки или породистой лошади», — рассказывает академик Ткачук.

По этой причине в коллекции МГУ будут храниться не только препарированные образцы отдельных растений и животных, но и их замороженные клетки и ДНК. Помимо флоры и фауны, в лабораториях университета анализируются и каталогизируются культуры клеток человека, а также колонии водорослей и микробов.

«Ученые Московского университета предложили использовать открытия последних лет, в том числе технологии клонирования и перепрограммирования клеток, для сохранения биоразнообразия на Земле и восстановления вымирающих и вымерших видов. Энтомологи говорят, что если вымрут пчелы, то человечество исчезнет примерно через год, так как из-за исчезновения опылителей наступит голод и нам просто нечего будет есть», — продолжает ученый.

Как подчеркивает Ткачук, каждый вид животных и растений — это продукт миллионов лет эволюции, и потеря даже одного вида может стать невосполнимой утратой для экосистем и человечества. ДНК и генетический материал этих животных, если его «спасти» на Ковчеге, будет бесценен по двум причинам — его можно использовать для воскрешения видов и для изучения их генов, многие из которых могут обладать уникальными функциями, не имеющими аналогов в природе.

«Тогда мы обратились с этой идеей в Российский научный фонд, и продуктом всего этого стало создание "Ноева ковчега". Его цель — сбор клеток всех живых существ, их характеризация и сохранение их для будущего», — продолжает Ткачук.

«Палата мер и весов»

В частности, коллекция «Ковчега» уже сегодня насчитывает более 250 типов «взрослых» стволовых клеток человека и их эмбриональных аналогов, тысячи образцов ДНК самых здоровых жителей России — летчиков-курсантов военных училищ, а также больных людей, страдавших от ишемии, диабета, цирроза, редких болезней кожи, волчанки, патологий беременности и прочих проблем со здоровьем.

«В Парижской палате мер и весов когда-то был стандартный килограмм и метр, которые все ученые использовали в качестве образца единиц измерения веса и длины. То же самое нужно и для клеток — нам нужно знать, как выглядит конкретный вид клеток, какой формой она обладает, какие белки есть на ее поверхности и прочие свойства. В жидком азоте такие "эталоны" могут храниться десятилетиями, и их можно бесконечно размножать и использовать для опытов», — поясняет Ткачук.

За носителями этих геномов, как отметил Ткачук, ученые следили на протяжении десятилетий, что позволяет использовать их ДНК для поиска причин развития болезней и методов их лечения, в том числе и при помощи стволовых клеток и методик геномного редактирования.

Лаборатория геномного анализа, созданная недавно в рамках «Ноева ковчега», как считает Ткачук, поможет реализовать эти задачи, в том числе позволит российским ученым научиться редактировать отдельные гены в медицинско-терапевтических целях.

По словам академика, уже сегодня ученые из МГУ проводят опыты по исправлению дефектов в клетках людей, страдающих от болезни Альцгеймера, атрофии мускулов и других тяжелых генетически обусловленных заболеваний. Молекулы, выделенные из стволовых клеток, сейчас уже проходят клинические испытания по лечению цирроза, язв и прочих проблем, связанных с массовой гибелью клеток.

Помимо культур клеток и ДНК, в коллекции МГУ хранится рекордно большое число образцов животных и растений. По словам академика Кирпичникова, это как минимум 10 миллионов образцов тканей животных в зооколлекции, около миллиона растений в гербарии, примерно половина из которых была уже полностью оцифрована, около 300 тысяч экспонатов в антропологической коллекции, а также большое количество водорослей и микробов.

Воскрешая прошлое

В будущем коллекция «Ноева ковчега» будет расширяться за счет добавления клеток с известными мутациями, также в нее могут попасть образцы тканей и тела вымирающих или уже вымерших видов животных. Важным дополнением для «Ковчега» является питомник живых организмов.

Колония капских голых землекопов, созданная в рамках «Ноева Ковчега» осенью прошлого года, как заявил академик Владимир Скулачев, декан факультета биоинженерии и биоинформатики, поможет подобрать ключ к программе старения человека и «сломать» ее не через десятилетия, а уже через несколько лет.

Как пояснил академик Кирпичников РИА «Новости», еще одна перспективная идея для расширения «Ковчега» — восстановление ДНК, содержащейся в останках древних людей, древних растений и животных, чьи останки были собраны учеными МГУ со времен основания гербария и Зоологического музея, созданных более трех веков назад.

«Это очень интересная возможность для нас. У нас в университете есть подразделения и люди, которые этим занимаются, и они планируют осуществить подобную идею. Проблема заключается в том, что это очень дорогой проект, и такие исследования, скорее всего, будут проводиться в сотрудничестве с зарубежными учеными и институтами. К примеру, академик Бужилова сегодня сотрудничает в этом направлении с датскими коллегами», — пояснил Кирпичников.

Вся информация, собранная в рамках этого проекта, уже была или будет оцифрована и опубликована на сайте «Ковчега». Как отметил Петр Каменский, научный координатор проекта «Ноев Ковчег», доступ к этой информации будет принципиально открытым — любой человек сможет зайти на сайт депозитария и получить любые интересующие его данные. Единственным исключением станут открытия ученых МГУ, защищенные патентами, и персональные данные пациентов, пожертвовавших свои клетки для коллекции.

Источник: РИА Новости

Затерянный мир Конан Дойла в России

Конан Дойл, выдумав «Затерянный мир», наверняка не мог предполагать, что в центре Таймыра далёкой и непонятной России, за Северным полярным кругом, на восточном берегу реки Енисей существует реальный мир, ещё более прекрасный, чем описанное им плато.

Погода как двигатель истории

Последние несколько лет оказались чуть ли не самыми жаркими за всю историю наблюдений. Угрожает ли Земле климатический катаклизм? Между прочим, с XIV по XIX век страны Северного полушария тоже переживали погодные трудности.

Заглянуть в будущее. "В мире науки" — о комплексной научной программе ОИВТ РАН

Больше Эйфелевой башни и авианосца Нимиц

На представленных снимках - изображение самой большой в мире машины, способной к самостоятельному передвижению.

Почти разумный суперкомпьютер

Искусственный  интеллект все еще фантастика. Однако год назад появилась система, которая справляется с обработкой конструкций человеческого языка лучше, чем человеческий мозг. Это еще не мышление, но уже кое-что.