Ученые МГУ в 2016 году открыли 16 новых видов растений

За последние пять лет ученые МГУ открыли около 60 новых видов растений, а прошлый год стал особенно урожайным: их оказалось 16.

«У нас в среднем описывается в год по сосудистым растениям (все зеленые растения, кроме водорослей и мхов) 10-12 новых для науки видов. В этом году у нас рост в полтора раза, это очень замечательный практический выход, потому что статьи статьями, они бывают разные, но когда открывается что-то новое — это очень показательно, это дорогого стоит. Из 60 новых видов, которые открыты за пять лет, всего восемь — на территории России, и 52 вида описаны сотрудниками университета за пределами страны», — рассказал Алексей Серегин, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Гербария МГУ имени М.В.Ломоносова, руководитель направления «Растения» проекта «Ноев ковчег».

При этом в 2016 году все новые виды растений ученые из МГУ открыли за пределами России — в Турции, Казахстане, Лаосе, Вьетнаме, Конго, Монголии, Киргизии, Кабо-Верде и на Мадагаскаре.

Открыть новый вид растений, когда на планете практически не осталось уголков, где не побывал бы человек, можно тремя способами. Самый известный из них — полевые исследования. Затем — морфологическое изучение гербария, которое существенно экономит время и силы, поскольку можно анализировать собранный раньше материал «под одной крышей», а не колесить по странам. И наконец, третий способ — это молекулярные ревизии, или молекулярно-генетические исследования растений.

«Доля видов, открытых с помощью молекулярно-генетических маркеров, растет. Сейчас если половина видов не открывается генетически, то она хотя бы проверяется. Даже больше половины. И эта доля будет расти. Описание новых видов без подтверждения хотя бы одним-двумя генетическими маркерами просто могут не принять в нормальных научных журналах, это “правила хорошего тона”», — пояснил Алексей Серегин.

Одним из открытых благодаря ДНК-анализу видов в прошлом году стал турецкий лук Allium urusakiorum. Ученые из Турции несколько лет назад нашли растение в ходе полевых работ и по справочникам определили его как представителя широко распространенного вида. Однако затем образцы растения попали к нашим ученым, которые на основании молекулярно-генетических исследований установили, что этот вид состоит из десяти сильно отличающихся друг от друга локально распространенных видов, сосредоточенных в горных системах нескольких стран. Один из таких «островков» нового вида оказался на севере Турции, на границе с Болгарией, где и был собран.

Другой открытый в 2016 году вид — Prangos multicostata из семейства зонтичных, обнаруженный в Казахстане. По словам Алексея Серегина, сначала образец также был отнесен к известному виду, но благодаря генетическому анализу удалось показать, что проявляется не индивидуальная изменчивость образца, а признаки нового вида. По словам биолога, в мире ежегодно описывается порядка двух тысяч новых видов сосудистых растений. По прогнозам ученого, количество открываемых видов в обозримом будущем сократится до 1,5−1,6 тысячи и будет держаться на этом уровне.

Подготовлено по материалу научно-популярного
портала ТАСС «Чердак»

Снегоуборщик поедает снег и оставляет за собой кирпичи

Снег? В Японии? Да, снег, и не только на вершине горы Фудзи. В некоторых северных частях страны зимой выпадает на удивление большое количество снега, его достаточно, чтобы полностью перекрыть дороги и изолировать людей, живущих в горных деревнях.

Диагноз в качестве сюжета. Пять историй о психических болезнях, ставших знаменитыми на весь мир (ЧАСТЬ 1)

Из жизни родоначальника популярной науки

Яков Перельман, автор многократно переиздававшейся книги «Занимательная физика», сам физиком никогда не был. По образованию он являлся… лесоводом.

Цветок-гостиница

Целый ряд растений закрывает лепестки на ночь, но при этом внутри цветка остаются ночевать насекомые. Наиболее известным примером подобной «гостиницы» для насекомых является амазонская лилия (Victoria amasonica).

Графен проверен на прочность

Учёные предполагали, что листы из графена должны быть достаточно жёсткими, из-за их плотной одноатомной структуры. При этом, до сегодняшнего дня никто не проверял этот материал  в качестве брони для защиты от удара пули.