Химики научились определять степени окисления урана в сложных оксидах

Международный коллектив ученых, в состав которого входят химики из Московского университета имени М.В.Ломоносова создали методику определения кислородного коэффициента урана в сложных оксидах, впервые используя данные рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии (РФЭС). Исследование опубликовано в высокорейтинговом журнале Inorganic Chemistry.

Ученые химического факультета МГУ под руководством профессора Юрия Тетерина в содружестве с российскими и британскими коллегами разработали метод, позволяющий точно определять кислородный коэффициент урана в сложных оксидах. Информация о степени окисления урана, кислородном коэффициенте в сложных оксидах урана UO2+x и их ионном составе (U4+, U5+, U6+), имеет огромное научное и промышленное значение.

UO2+x  — это обобщенная формула всех сложных оксидов урана, и записывается она таким образом именно потому, что уран в этом веществе имеет одновременно несколько степеней окисления. Кислородный коэффициент определяет стехиометрию сложного оксида урана, показывая, сколько атомов кислорода приходится на один атом урана в химической формуле.

Определение кислородного коэффициента необходимо для создания технологий разработки урановых месторождений, приготовления топлива для атомных реакторов, прогнозирования процессов, сопровождающих распад урана в реакторах, создания матриц для захоронения радиоактивных отходов, развитие технологий реабилитации окружающей среды от радиоактивных отходов.

В работе использовались метод рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии (РФЭС) и различные рентгеноструктурные методы. РФЭС является наиболее эффективным методом определения степени окисления урана (и других химических элементов семейства актинидов). Этот метод основан на фотоэффекте и получает сигналы от электронов с разных энергетических уровней и орбиталей атомов. Например, линия U 4f в спектре означает, что на анализатор прилетел электрон f-орбитали, находящейся на четвертой по счету (от ядра) электронной оболочки.

Ученые доказали, что корректная величина кислородного коэффициента в UO2+x не может быть получена на основании информации о величинах интенсивностей линий U 4f и O 1s электронов внутренних уровней. Поэтому для точного определения кислородного коэффициента ученые использовали интенсивность линии внешних U5f – электронов. Эта перемена и легла в основу новой методики.

«Наша методика основана на результатах широкого экспериментального и теоретического исследования природы химической связи в оксидах урана, физически обоснована и позволяет получать наиболее корректные результаты», — комментирует результаты работы один из авторов статьи, ведущий научный сотрудник кафедры радиохимии химического факультета МГУ, доктор физико-математических наук, профессор Юрий Тетерин.

Методом рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии (РФЭС) изучались как поликристаллические, так и аморфные (не имеющие кристаллической структуры) образцы оксидов урана. Для получения эталонных спектров РФЭС ученые использовали монокристаллические пленки отдельных оксидов урана. Такие спектры необходимы для сравнения с соответствующими теоретическими спектрами и для изучения влияния на них радиационных повреждений образцов. В настоящее время получение таких пленок также является проблемой, которая была решена в опубликованной работе при сотрудничестве с зарубежными соавторами.

«В результате установлено, что облучение монокристаллических пленок ионами 129Xe23+ (ксенона) приводит к существенному нарушению дальнего и ближнего порядка в структуре и повышению степени окисления ионов урана. Те же процессы протекают в атомном реакторе. Полученные результаты подтверждаются данными рентгенофазового анализа, также использованного в нашей работе», — говорит Юрий Тетерин.

В процессе изучения влияния облучения ионами урана и аргона монокристаллических пленок UO2 было обнаружено, что на поверхности оксида урана образуется устойчивая фаза оксида UO2.12 (кислородный коэффициент которой равен 2.12). Состав этой фазы в широком диапазоне не зависит от интенсивности облучения и температуры отжига образца. Это направление получит развитие в последующих наших исследованиях.

Фундаментальная научная задача исследований заключается в определении степени окисления, ионного состава и природы химической связи соединений актинидов на основании параметров тонкой структуры спектров РФЭС их внутренних и внешних электронов.

Результаты работы могут быть использованы на всех этапах получения атомной энергии: от добычи урановой руды до трансмутации выгоревшего топлива, при создании матриц для захоронения радиоактивных отходов, а также для развития технологий реабилитации окружающей среды после техногенных аварий, связанных с радиоактивностью.

Почему футболист умнее шахматиста?

Чемпионат среди роботов — это своего рода

Жизнь упала с неба

Новые гипотезы ученых: органическое вещество образовалось не на Земле, а одновременно с Землей

«Горячая десятка» организмов

Список из десяти самых удивительных живых существ, открытых в минувшем году, составил Международный институт исследования видов при Ун

Вампиры против инсульта

Фильмы о вампирах не показывают неудобства связанные с исключительно кровяной диетой: нескончаемое мочеиспускание, раздутый желудок и т.д. Только три вида млекопитающих, все три – летучие мыши, способны жить как истинные вампиры.

Охотники за геномами

Этот проект можно поставить в один ряд с Большим адронным коллайдером или даже с полетом в космос. Биологи со всего мира, объединившись, планируют расшифровать десять тысяч геномов позвоночных животных.

MP3-предтеча

Представьте себе плеер, на котором записан всего один час музыки, которая периодически прерывается тридцатисекундными рекламными вставками. К тому же на этом плеере нет ни одной любимой вами композиции. И все это можно приобрести всего за 299 долларов.

И снова Эйнштейн, или Почему выдающийся физик не был отшельником

Говорят, что история не терпит сослагательного наклонения — что было, то было, — и все же трудно удержаться от соблазна порассуждать о том, что могло быть и иначе.

Открытия биологов МГУ и их коллег помогут улучшить лечение аутоиммунных заболеваний