Человеческий вирус гепатита А имеет животное происхождение

Международная группа ученых при участии Анатолия Гмыля (кафедра вирусологии биологического факультета МГУ) изучила родственные гепатиту А вирусы, обнаруженные в организме мелких млекопитающих, и выяснила, что вирус гепатита А имеет животное происхождение, а сам он -- в современном «обличии» -- возник около 25 млн лет назад, в то время, когда семейство мартышковых отделилось от семейства человекообразных обезьян. Соответствующая статья была опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) в ночь на вторник по московскому времени.

Вирус гепатита А относится к семейству пикорнавирусов, включающего в себя возбудителей таких заболеваний как ящур или полиомиелит. Гепатит А, поражающий исключительно человека и высших приматов, обладает рядом уникальных особенностей, отличающих его от других гепатовирусов: он атакует исключительно клетки печени; обнаруживается в фекалиях зараженного организма в виде не имеющего оболочки вируса, но в крови при этом циркулирует, будучи «завернутым» в оболочку, образованную из мембраны клеток хозяйского организма. Недавние исследования, в ходе которых вирус гепатита А исследовали рентгеновскими лучами, показали, что он обладает примитивным капсидом (внешней оболочкой вируса), схожим с тем, что характерен для поражающих насекомых пикорнаподобных вирусов.

Кроме того, ученым было практически неизвестно, как именно вирус развивался и эволюционировал. Несмотря на то, что исследователям удалось зафиксировать достаточно ограниченное размножение вирусов в организме подопытных грызунов, в полной мере заболеванию подвержены только высшие приматы, включая людей. Вирус исчез из маленьких изолированных популяциях людей, поставив перед учеными вопрос о том, как он мог развиваться и эволюционировать в обществах первобытных охотников и собирателей.

Исследователи, опубликовавшие статью в PNAS, собрали 15 987 образцов крови, тканей и фекалий 209 видов мелких млекопитающих из видов Rodentia, Scandentia, Chiroptera, Eulipotyphla и Afrosoricida, среди которых были, например, ежи, тенреки, тупайи и землеройки. Ученым удалось обнаружить 13 видов новых гепатовирусов в организме этих животных, причем оказалось, что с геномной, структурной, антигенной и патогенной точек зрения они обладают сходными чертами с вирусом гепатита А человека.

Исследователи выяснили, что вирус гепатита А, будучи схожим с гепатовирусами млекопитающих, отличается от других характерных для животных пикорнавирусов. Это позволило сделать вывод о том, что вирус гепатита А человека имеет животное происхождение и развился из вирусов, которые были предшественниками гепатовирусов современных мелких млекопитающих. «Человеческий» вариант вируса, скорее всего, возник около 25 млн лет назад – он попал в организм наших далеких предков непосредственно перед разделением семейств человекообразных обезьян и мартышковых, однако на данный момент это только гипотеза – в распоряжении ученых находится очень мало образцов вируса гепатита А, взятых из организма человекообразных обезьян.

Конструктор не по-детски

Исследователи из Массачусетского технологического института разработали лёгкую структуру, мелкие блоки-фрагменты которой могут сцепляться вместе подобно деталям детского конструктора.

Астроном МГУ связал между собой уравнения из разных разделов механики

Сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ имени М.В.Ломоносова обнаружил схожую структуру в уравнениях механики твердого тела и ме

Космос — орбиты сотрудничества

По давней традиции, Главная тема апрельского номера посвящена исследованиям космоса. 12 апреля — День космонавтики, дата, установленная в ознаменование первого полета человека в космос.

Учёные нашли потенциальную цель для революционных антибиотиков