Человеческий вирус гепатита А имеет животное происхождение

Международная группа ученых при участии Анатолия Гмыля (кафедра вирусологии биологического факультета МГУ) изучила родственные гепатиту А вирусы, обнаруженные в организме мелких млекопитающих, и выяснила, что вирус гепатита А имеет животное происхождение, а сам он -- в современном «обличии» -- возник около 25 млн лет назад, в то время, когда семейство мартышковых отделилось от семейства человекообразных обезьян. Соответствующая статья была опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) в ночь на вторник по московскому времени.

Вирус гепатита А относится к семейству пикорнавирусов, включающего в себя возбудителей таких заболеваний как ящур или полиомиелит. Гепатит А, поражающий исключительно человека и высших приматов, обладает рядом уникальных особенностей, отличающих его от других гепатовирусов: он атакует исключительно клетки печени; обнаруживается в фекалиях зараженного организма в виде не имеющего оболочки вируса, но в крови при этом циркулирует, будучи «завернутым» в оболочку, образованную из мембраны клеток хозяйского организма. Недавние исследования, в ходе которых вирус гепатита А исследовали рентгеновскими лучами, показали, что он обладает примитивным капсидом (внешней оболочкой вируса), схожим с тем, что характерен для поражающих насекомых пикорнаподобных вирусов.

Кроме того, ученым было практически неизвестно, как именно вирус развивался и эволюционировал. Несмотря на то, что исследователям удалось зафиксировать достаточно ограниченное размножение вирусов в организме подопытных грызунов, в полной мере заболеванию подвержены только высшие приматы, включая людей. Вирус исчез из маленьких изолированных популяциях людей, поставив перед учеными вопрос о том, как он мог развиваться и эволюционировать в обществах первобытных охотников и собирателей.

Исследователи, опубликовавшие статью в PNAS, собрали 15 987 образцов крови, тканей и фекалий 209 видов мелких млекопитающих из видов Rodentia, Scandentia, Chiroptera, Eulipotyphla и Afrosoricida, среди которых были, например, ежи, тенреки, тупайи и землеройки. Ученым удалось обнаружить 13 видов новых гепатовирусов в организме этих животных, причем оказалось, что с геномной, структурной, антигенной и патогенной точек зрения они обладают сходными чертами с вирусом гепатита А человека.

Исследователи выяснили, что вирус гепатита А, будучи схожим с гепатовирусами млекопитающих, отличается от других характерных для животных пикорнавирусов. Это позволило сделать вывод о том, что вирус гепатита А человека имеет животное происхождение и развился из вирусов, которые были предшественниками гепатовирусов современных мелких млекопитающих. «Человеческий» вариант вируса, скорее всего, возник около 25 млн лет назад – он попал в организм наших далеких предков непосредственно перед разделением семейств человекообразных обезьян и мартышковых, однако на данный момент это только гипотеза – в распоряжении ученых находится очень мало образцов вируса гепатита А, взятых из организма человекообразных обезьян.

Волшебная 3D-палочка

Компания WobbleWorks запустила проект «3Doodler» - это 3D-ручка, с помощью которой можно рисовать в воздухе. Другими словами, «3Doodler» -оригинальный ручной 3D-принтер, для которого не нужен компьютер, а необходима только электрическая розетка.

Любовь пчел трудовых

В связи с морфологической и функциональной дифференцировкой отдельные особи пчелиной семьи утратили способность к самостоятельному, существованию. Медоносные пчелы живут большими семьями, сообществами.

Тайны Байкала

Байкал уникален. Запаса воды в озере хватит для того, чтобы пять лет обеспечивать все человечество пресной водой.

Биологи установили «гиперборейское» происхождение ветвистоусых рачков