Как М.В. Ломоносов открыл атмосферу Венеры

Среди историков бытует мнение, что именно астрономия пробудила у юного Ломоносова интерес к знаниям, поскольку на его родине незадолго до того жил человек, страстно увлеченный этой наукой. Этим человеком был Афанасий Холмогорский (1641—1702), первый архиепископ Холмогорский и Важеский (в миру Алексей Артемьевич Любимов). Несмотря на духовный сан и несгибаемую приверженность догматам веры, отец Афанасий признавал шарообразность земли и сферичность неба. Он сам наблюдал созвездия в телескоп, выписывал из-за границы книги по астрономии. Легенды об архиепископе-звездочете передавались в Архангельской земле из уст в уста. Разумеется, наслышан был о нем и Ломоносов, с детства отличавшийся любознательностью и незаурядным воображением. Так или иначе, но одно из главных его открытий - обнаружение атмосферы планеты Венера - было связано именно с астрономией.

Венера — ближайшая соседка Земли по Солнечной системе. На ночном небосклоне она выглядит яркой звездой, которая загорается одной из первых. Как и наша планета, Венера обращается вокруг Солнца, но расположена от него на меньшем расстоянии. От земного шара ее отделяет всего 0,28 астрономической единицы (около 41 млн. км), что по космическим меркам считается небольшим расстоянием. Поэтому время от времени можно наблюдать прохождение Венеры в космическом пространстве между Землей и Солнцем. При этом невооруженным глазом можно наблюдать два диска: большой солнечный и малый венерианский.

Орбита Венеры имеет форму круга, что нетипично для планет Солнечной системы — большинство из них имеют эллипсоидную орбиту. Кроме того, Венера вращается по часовой стрелке, что тоже нехарактерно для других планет (кроме Урана). Из-за этих особенностей на Венере отсутствуют времена года, там всегда пасмурно. Вопросом о том, существует ли на Венере атмосфера, астрономы задавались давно.

В 1761 г. они вычислили, что планета Венера должна будет миновать солнечный диск, т.е. на короткое время займет положение между Землей и Солнцем. Разумеется, это событие заинтересовало М.В. Ломоносова и его помощников, в числе которых были Степан Румовский (ученик известного математика Леонарда Эйлера) и Никита Панин (наблюдатель от Академии наук).

Сам Ломоносов принял непосредственное участие в изучении уникального астрономического явления. 6 июня (26 мая) 1761 г. он сделал наиболее успешные астрономические наблюдения, воспользовавшись для этой цели обыкновенной подзорной трубой с закопченным стеклом. Обо всем увиденном он делал подробные записи в дневнике.

Десятки опытных астрономов в разных странах наблюдали редкое явление природы, но ни один из них не заметил того, что открылось российскому ученому.

М.В. Ломоносов увидел, что в момент, когда Венера приблизилась к солнечному диску, вокруг нее образовался чуть различимый светящийся ободок, а ее диск как бы затуманился. То же самое (только более отчетливо) он наблюдал, когда Венера уходила с солнечного диска. О самом моменте открытия он записал в дневнике так: «... Ожидая вступления Венерина на Солнце... увидел, наконец, что солнечный край чаемого вступления стал неявственен несколько будто стушеван, а прежде был весьма чист и везде равен... При выступлении Венеры из Солнца, когда передний ее край стал приближаться к солнечному краю... появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходила... Сие не что иное показывает, как преломление лучей солнечных в Венериной атмосфере...».

Иными словами, Ломоносов смог «узреть» атмосферу Венеры, когда солнечные лучи проходили из менее плотной оптической среды (безвоздушного пространства) в более плотную. После описания наблюдений он еще раз четко сформулировал свой вывод. В результате этих наблюдений Ломоносов пришел к однозначному выводу: «Планета Венера окружена знатною воздушною атмосферою, таковою (лишь бы не большею), какова обливается около нашего шара земного» .

Вероятно, ученый давно вынашивал это открытие. Он значительно опередил европейцев: только через 30 лет немец И. Шретер и англичанин У. Гершель смогли вторично обнаружить атмосферу Венеры. Они пользовались более совершенными оптическими приборами, в которых М.В. Ломоносов не испытывал нужды, поскольку знал результат заранее.

Благодаря современным автоматическим аппаратам ученые смогли еще раз убедиться в наличии воздушной оболочки у Венеры. Планета обладает очень плотной атмосферой, которая на 97% состоит из углекислого газа (С02). Из-за мощного парникового эффекта температура на поверхности Венеры достигает 500 С. Оранжево-желтые облака Венеры очень сухи. Дождя как такового там не бывает, зато молнии и гром будоражат раскаленную планету. Такие условия не позволяют надеяться на зарождение жизни (пусть даже в примитивной форме) на Венере. Но это нисколько не умаляет значения открытия, сделанного М.В. Ломоносовым задолго до наступления эпохи научно-технической революции.

По материалам с сайта http://rus-eng.org