cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Голоса одноклеточных в пустыне

Последнее изобретение в области звукозаписи — золотая сфера диаметром 60 нм. Его разработчики поставили себе цель записывать звуки, которые издают бактерии и другие одноклеточные организмы. Как работает это устройство, созданное Александром Олингером и его коллегами из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана?

Предшественником наномикрофона стала взвесь из сферических наночастиц золота в капле воды. Ученые поймали одну из наночастиц лазерным лучом, а затем облучили из другого лазера несколько ее соседей короткими импульсами. Наночастицы нагрелись и вызвали возмущение окружающей воды, что в свою очередь создало перепады давления или попросту звуковые волны. В ответ на это первая, зафиксированная в лазерном пучке, частица завибрировала, как если бы реагировала на звуковые волны. (Physical Review Letters, DOI: 10.1103/physrevlett.108.018101). Разработанный немецкими учеными наномикрофон может «записывать» звуки вплоть до —60 дБ. Это одна миллионная от минимальной громкости, которую может воспринимать человеческое ухо. Таким образом, золотые наношарики становятся наиболее чувствительным из всех существующих звукоснимающих приборов.

С помощью новой технологии ученые однажды смогут услышать мельчайшие живые структуры, такие как клетки и вирусы. Так считает Чанхуэй Янг из Калифорнийского технологического института в Пасадене (США). «Вибрацию живых клеток можно разглядеть под микроскопом, но никому в голову ещё не приходило поднести к ним микрофон, чтобы записать эти звуки. Будет очень интересно развивать технологию в этом направлении», — говорит он. Прослушивание клеток может многое рассказать об их механических свойствах и изменениях, возникающих в них при патологиях. В 2008 году исследователи под руководством ЙонгКеун Парка и Моники Диез-Силвы из Массачусетского технологического института обнаружили, что кровяные клетки вибрируют слабее, когда заражены малярийным плазмодием, очевидно, из-за того, что это заболевание делает их менее эластичными (Proceedings of the National Academy of Sciences, DOI:10.1073/pnas.0806100105). «Таким образом, у новой технологии весьма широкие горизонты для практического применения», — говорит Янг.
***
Использованы материалы журнала New Scientist, русская версия

Старше Вселенной

Распад протона — гипотетическая форма радиоактивного распада, приведшая к очень интересным экспериментам.

Ученые доказали, что КР-спектроскопия не может использоваться для лечения лихорадки денге

Ученые из Германии и России опровергли результаты работы, опубликованной в журнале Laser Physics Letters и показали, что метод КР-спектроскопии не может применяться для лечения лихорадки денге, как это было предложено авторами исследования.

Физики МГУ обнаружили новое явление в океане

Не хотите ли чашечку камелий?

Ежедневно в мире заваривают бо­лее трёх миллионов килограмм чая. Для сравнения: примерно столько же весят две тысячи взрос­лых бегемотов.

Края Млечного Пути загадочно деформируются. Возможно, из-за столкновения с другой галактикой

Астрофизики пытаются найти объяснение тому, что происходит на окраинах нашей галактики.