FestivalNauki.ru
En Ru
cентябрь-ноябрь
176 городов
September 25 – October 11
176 cities
6-8 октября 2017
МГУ | Экспоцентр | 90+ площадок
14–16 октября 2016
Центральная региональная площадка
28–30 октября 2016
ИРНИТУ, Сибэскпоцентр
14–15 октября 2016
Центральная региональная площадка
23 сентября - 8 октября 2017
«ДонЭкспоцентр», ДГТУ
октябрь-декабрь 2017
МВДЦ «Сибирь», Кванториум,
Вузы и научные площадки города
6-8 октября 2017
Самарский университет
27-29 октября
Кампус ДВФУ, ВГУЭС
30 сентября - 1 октября
Ледовый каток «Родные города»

10-процентный миф

Миф о 10% используемой части мозга — это легенда, утверждающая, что большинство людей используют не более 10% мозга (в других вариантах легенды — 7%, 5% и т. д.). Приписывается различным людям, в частности Альберту Эйнштейну. Одним из вариантов происхождения миф может  быть обязан результатам работы Уильяма Джеймса и Бориса Сидиса. В 1890 году они тестировали свою теорию ускоренного развития ребенка на примере Уильяма Сидиса, уровень IQ которого достиг рекордной величины 250—300. Сам Уильям Сидис сообщал, что люди не используют свой мозг полностью. В 1936 году в предисловии к книге Дэйла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» американский писатель Лоуэлл Томас написал «Профессор Уильям Джеймс говорит, что люди используют лишь 10 процентов своих умственных способностей».

Согласно другой теории, миф появился из-за недопонимания (или неправильной интерпретации) нейробиологических исследований конца XIX — начала XX века. К примеру, функции многих отделов мозга (особенно в коре головного мозга) настолько сложны, что следствия повреждений имеют неочевидный характер, что затрудняло понимание назначения отделов первыми нейробиологами. Доктор Джеймс Калат заметил, что уже в 30-х годах нейробиологи знали о множестве «локальных» нейронов, непонимание функций которых могло привести к мифу о десяти процентах. В самом деле, легко представить, что миф появился просто из-за усечения утверждения о том, что «в каждый момент времени, человек использует только 10% своего мозга».

Несмотря на то, что функции многих отделов мозга уже понятны, для учёных остаётся загадкой взаимодействие клеток, приводящее к сложному поведению и расстройствам. Самым сложным, пожалуй, является вопрос о том, как же различные регионы мозга, работая вместе, формируют сознание. На данный момент нет определения единственного центра сознательной деятельности.

Ниже приведены шесть аргументов, опровергающих миф о десяти процентах:

  • Исследования повреждений мозга. Если 90% мозга обычно не используется, повреждения этих частей не должно влиять на его работу. Практика же показывает, что почти не существует областей, которые могут быть повреждены без потери способностей. Даже небольшие повреждения могут приводить к огромным последствиям.
  • Эволюция обычно устраняет лишнее, а мозг обходится телу довольно дорого в плане потребления кислорода и питательных веществ. Он может требовать до 20% всей энергии тела, при этом составляя лишь 2% массы. Если бы 90% были не нужны, люди с меньшим, более эффективным мозгом имели бы эволюционное преимущество — остальным сложнее было бы проходить естественный отбор. Отсюда также очевидно, что такой большой мозг не мог бы даже появиться, если бы в нём не было потребности. Кроме того увеличеный череп повышает риск смерти при рождении. Такое давление обязательно избавило бы популяцию от лишнего мозга.
  • Сканирование. Технологии вроде позитронно-эмиссионной томографии и функциональной магнитно-резонансной томографии позволяют наблюдать работу живого мозга. Они показали, что даже во время сна в мозге имеется некая активность. «Глухие» зоны появляются лишь в случае сильных повреждений.
  • Локализация функций. Вместо того, чтобы быть единой массой, мозг делится на отделы, которые выполняют различные функции. На определение функций каждого отдела были потрачены многие годы, и отделений, не выполняющих никаких функций, обнаружено не было.
  • Микроструктурный анализ. При регистрации деятельности отдельных нейронов учёные наблюдают за жизнедеятельностью отдельно взятой клетки. Если бы 90% мозга бездействовала, это сразу бы заметили.
  • Нейронные заболевания. Клетки мозга, которые не используются, имеют тенденцию вырождаться. Следовательно, если 90% мозга были бы неактивны, то вскрытие мозга взрослого человека показало бы масштабное вырождение.
Прикрепленные материалы: 
ФайлФайлРазмер
doktor.jpgJPG, 468x442px, 53.17 КБ

Комментарии

Комментарий к 10-процентный миф:

Приведены отличные доводы. Из них понятно, что мозг работает весь, не раскрывается только то, насколько эффективно мозг работает в каждый момент времени и какой имеется резерв. Похоже на компьютеры в офисе. Центральные процессоры в них более 90% времени загружены менее чем на 10%.

Alexey Electron

Добавьте свой комментарий

Plain text

  • Переносы строк и абзацы формируются автоматически
  • Разрешённые HTML-теги: <p> <br>
LiveJournal
Регистрация

Другие статьи в этой рубрике

Операционный день

Кардиохирург Лео Бокерия — персонаж сугуб

Киноа: индейцы, белки

Начнем с геополитики (так сейчас принято)

На смерть пакета

Европейцы объявили войну пластиковым паке

Новости в фейсбук

Случайные статьи

У березы самая твердая древесина

Когда говорят о прочности древесины, то многие сразу вспоминают железное дерево, тисс или самшит. Но самая твердая древесина у березы, березы Шмидта, или железной березы.

Золотая черепаха

По легенде, относящейся к реальным историческим событиям третьего века до нашей эры, в разгар борьбы Вьетнама против китайского вторжения народа из одного ханойского озера явилась невиданная черепаха и вручила некому герою магический меч.

17 сентября родился К.Э. Циолковский

История одного лазера

Суджи Накамура стоит на сцене перед переполненным залом. Затем достает лазерную указку и направляет ее на чистую стену. Зрители с трепетом смотрят, как ярко-голубые пятна кружатся и скачут прямо над ними.

7 самых интересных установок МГУ

В институтах МГУ работают тысячи приборов: электронные микроскопы и холодильники для биоматериала, лазеры и ускорители, компьютеры и секвенаторы... Мы выбрали семь. Это уникальные технологии, которые помогают изучать мир и делать его лучше.