Мышиные результаты

Ученые МГУ добыли новые ключевые знания об иммунной системе с помощью уникальных мышей.

Уже давно показано, что кишечник — это не только орган пищеварительной системы, но и часть иммунной системы, которая защищает организм от бактерий, вирусов и других напастей, например, раковых опухолей. Важный элемент функционирования кишечного иммунитета описали исследователи из Московского государственного университета и Института молекулярной биологии РАН в сотрудничестве с коллегами из Немецкого центра изучения ревматоидного артрита (German Rheumatism Research Center (DRFZ)) и других научных центров Германии, Швейцарии, Франции и США. Результаты их работы опубликованы 6 декабря в журнале Science (DOI:10.1126/science.1243364).

Кишечный иммунитет обеспечивает защиту организма от различных патогенов, в частности, за счет того, что в кишечнике вырабатываются антитела — иммуноглобулины А (IgA).

Биологи из МГУ и РАН открыли новый путь регуляции выработки таких антител. Оказалось, что одну из ключевых ролей здесь играет небольшой белок под названием лимфотоксин-альфа — уже давно известный, но недостаточно изученный.

«Мы нашли его новую функцию, которая по целому ряду факторов является парадоксальной, — говорит Сергей Недоспасов, заведующий кафедрой иммунологии биологического факультета МГУ, руководитель исследования. — Она связана с регуляцией иммунитета в кишечнике. Причем сделанное Андреем Кругловым (в наст. вр. старший научный сотрудник НИИФХБ МГУ. – Ред.) открытие во многом противоречит принятой на сегодня схеме».

Исследователи работали на уникальных лабораторных мышах, созданных в лаборатории профессора Недоспасова почти 10 лет назад. Это генетически модифицированные мыши, у которых только определенные виды клеток не производят лимфотоксин. Ученые создали их с использованием технологии эмбриональных стволовых клеток. «Этот подход называется “обратной генетикой» — портим ген и смотрим, что получается на уровне организма», — объясняет Недоспасов.

Лимфотоксин синтезируется в двух формах лимфоидными клетками1: свободный растворимый и связанный с их мембраной. Роль обеих форм в кишечном иммунитете различна, причем про роль растворимого лимфотоксина до сих пор ничего не было известно. Теперь ученые установили, что растворимый лимфотоксин контролирует продукцию IgA в слизистой оболочке путем регуляции привлечения Т-клеток в кишечник.

Т-клетки — это лимфоциты, которые играют очень важную роль в приобретенном иммунном ответе, в частности, распознают и уничтожают клетки, несущие чужеродные антигены. Кроме того, они помогают В-клеткам производить антитела. Недавно было выяснено, что уровень IgA в кишечнике регулирует состав бактериальной кишечной микрофлоры. И эта функция, как показали российские ученые, зависит от свободного лимфотоксина2. Они секвенировали ДНК кишечной микрофлоры у мышей с отсутствующим геном лимфотоксина в лимфоидных клетках врожденного иммунитета и нашли, что она другая, по сравнению с обычными мышами.

Открытие ученых может иметь важные практические приложения для медицины. Одно из широко используемых лекарств против аутоиммунных заболеваний, в частности, против ревматоидного артрита — Этанерсепт (Etanercept, он же Энбрел (Enbrel)) блокирует лимфотоксин. И именно оно неэффективно при лечении аутоиммунных заболеваний кишечника.

«Не зная важной функции растворимого лимфотоксина в кишечнике, данному факту не давали должной оценки, — говорит Недоспасов. — По сути, наши данные предполагают, что Этанерсепт (у нас не так часто используемый из-за дороговизны, но на Западе — несколько миллионов пациентов) может влиять на состав микробиоты кишечника (и, возможно, из-за этого неэффективен для целей, обозначенных выше. — Ред.). Хотя прямых клинических данных у нас, естественно, нет, но после нашей публикации клиницисты довольно быстро эту возможность проверят», — говорит Недоспасов.

«У нас в Москве есть десятки интересных уникальных линий мышей, каждая из которых потенциально может привести к публикациям высокого международного уровня», — добавляет ученый. По сути, такие мыши — ценнейший научный продукт, результат интеллектуальной деятельности. Правда, пока лишь просто с большим потенциалом. Проведение многих молекулярно-биологические исследований с ними в России затруднено в связи с недостатками исследовательской базы и исследователям приходится кооперироваться с иностранными коллегами, а то и проводить за рубежом ключевые эксперименты. «Главный результат, приведший к статье в Science, Андрей Круглов получил в Берлине, — поясняет Недоспасов. — Хотя без предсуществующего фундамента — самих этих мышей, выращенных и предварительно изученных в России, — ничего бы не было».

1 Особые клетки врожденного иммунитета, которые участвуют в развитии лимфоидных органов и регуляции иммунитета.
2 В то же время, мембраносвязанный лимфотоксин обеспечивает кишечный иммунитет, независимый от Т-клеток.

Непростая трава

Заблуждается тот, кто думает, что бананы растут на дереве. Бананового дерева не существует. Бананы не растут на баньяне, плоды которого несъедобны. Бананы растут на банановом растении, это растение является огромной травой, а бананы – её ягоды.

Хроническая тревога вызывает социальный аутизм

Ветряные монстры

Если вам посчастливится вживую увидеть творения голландского скульптора Тео Янсена, то вы наверняка испытаете настоящий шок. Дело в том, что Янсен уже 16 лет занимается созданием так называемых самодвижущихся скульптур.

«Я специалист по некорректно поставленным задачам…»

Лично мне кажется, что должность ректора крупнейшего университета страны — это филиал ада на земле.

Четыре поражения Австрии

Речь идет не военных или спортивных фиаско.Четыре раза в истории новый химический элемент пытались назвать в честь этой центральноевропейской страны. И каждый раз неудачно.