Телескоп смотрит на Марс

HiRISE — огромная камера весом 65 килограммов и стоимостью в 40 миллионов долларов, висящая на высоте 300 километров над Марсом и снимающая с разрешением 30 сантиметров на пиксель.

HiRISE — самая мощная камера, когда-либо отправленная к другой планете, с помощью которой получаются снимки марсианской поверхности в высоком разрешении. HiRISE установлена на борту многофункциональной автоматической межпланетной станции Mars Reconnaissance Orbiter, которая вот уже седьмой год находится на орбите Красной планеты. Этот космический аппарат предназначался для поиска удобного места посадки марсоходов и для исследования поверхности Марса.

На представленных иллюстрациях снимки были раскрашены в цвете, это облегчает изучение космических объектов. Черно-белые оригиналы фотографий вошли в книгу This Is Mars и были снабжены комментариями астрофизиков и исследователей, непосредственно работавших с телескопом HiRIS.

Философия HiRISE (High Resolution Imaging Science Experiment) — «Народная камера». Команда ученых - исследователей — это не группа, собравшаяся в одном помещении, а люди, находящиеся в разных точках Земли. Обработка изображений и публикация их в вебе автоматизирована (занимает от нескольких дней до нескольких недель). Инструменты анализа основаны на веб-технологиях.

Ученые, работающие с камерой, решили сделать сайт со снимками Марса доступным для людей, не знающих или плохо знающих английский язык, и создали волонтерский проект HiTranslate. Добровольцы-участники этого проекта переводят на другие языки подписи к фотографиям, пояснения и статьи на сайте.

К настоящему моменту на портале HiRISE уже существуют девять языковых разделов — на французском, испанском, итальянском, португальском, нидерландском, исландском, греческом и арабском. Теперь запущен десятый — русский — раздел (uahirise.org/ru/).

Команда русских волонтеров самая большая из всех, в нее входит около 60 человек. Они участвуют не только в создании русского раздела, но и  аккаунта в сети Tumblr.

За годы пребывания на орбите Марса HiRISE сделал около 30 тысяч фотографий, на которых можно увидеть систему концентрических трещин Nili Fossae, каньон Ganges Chasma, долину Маринер, кратер Рассела, вулкан Nili Patera и другие достопримечательности четвертой планеты от Солнца.

Cистема концентрических трещин Nili Fossae

ravnina.jpgJPG, 800x414px, 50.54 КБ
kanon_ganges_chasma.jpgJPG, 800x396px, 79.16 КБ
dyuny.jpgJPG, 800x535px, 115.01 КБ

Компьютеры нового поколения

Кто-то, наверное подумает, что это слишком громко сказано, но на самом деле миниатюризация компьютеров идет семимильными шагами. Недавно представлена пара новинок, которые если можно было себе представить, то только в качестве устройств из фантастических романов.

Ученые МГУ адаптировали технологию очистки сточных вод микроводорослями к северному климату

Семь загадок Космоса. Часть I

Исследования нашей Вселенной начались сравнительно недавно, когда были, наконец, развиты такие технологии, которые хотя бы чуть-чуть позволили приоткрыть ее тайны. Тем не менее, в этом огромном мире, в котором мы живем, еще полным-полно всяких загадок.

Квантовая телепортация: развенчивая мифы

Как сообщается на сайте журнала Nature, китайским учёным удалось осуществить квантовую телепортацию на расстояние около 97 км.

Новосибирские ученые работают над созданием нового вида «умных» лекарств