Телескоп смотрит на Марс

HiRISE — огромная камера весом 65 килограммов и стоимостью в 40 миллионов долларов, висящая на высоте 300 километров над Марсом и снимающая с разрешением 30 сантиметров на пиксель.

HiRISE — самая мощная камера, когда-либо отправленная к другой планете, с помощью которой получаются снимки марсианской поверхности в высоком разрешении. HiRISE установлена на борту многофункциональной автоматической межпланетной станции Mars Reconnaissance Orbiter, которая вот уже седьмой год находится на орбите Красной планеты. Этот космический аппарат предназначался для поиска удобного места посадки марсоходов и для исследования поверхности Марса.

На представленных иллюстрациях снимки были раскрашены в цвете, это облегчает изучение космических объектов. Черно-белые оригиналы фотографий вошли в книгу This Is Mars и были снабжены комментариями астрофизиков и исследователей, непосредственно работавших с телескопом HiRIS.

Философия HiRISE (High Resolution Imaging Science Experiment) — «Народная камера». Команда ученых - исследователей — это не группа, собравшаяся в одном помещении, а люди, находящиеся в разных точках Земли. Обработка изображений и публикация их в вебе автоматизирована (занимает от нескольких дней до нескольких недель). Инструменты анализа основаны на веб-технологиях.

Ученые, работающие с камерой, решили сделать сайт со снимками Марса доступным для людей, не знающих или плохо знающих английский язык, и создали волонтерский проект HiTranslate. Добровольцы-участники этого проекта переводят на другие языки подписи к фотографиям, пояснения и статьи на сайте.

К настоящему моменту на портале HiRISE уже существуют девять языковых разделов — на французском, испанском, итальянском, португальском, нидерландском, исландском, греческом и арабском. Теперь запущен десятый — русский — раздел (uahirise.org/ru/).

Команда русских волонтеров самая большая из всех, в нее входит около 60 человек. Они участвуют не только в создании русского раздела, но и  аккаунта в сети Tumblr.

За годы пребывания на орбите Марса HiRISE сделал около 30 тысяч фотографий, на которых можно увидеть систему концентрических трещин Nili Fossae, каньон Ganges Chasma, долину Маринер, кратер Рассела, вулкан Nili Patera и другие достопримечательности четвертой планеты от Солнца.

Cистема концентрических трещин Nili Fossae

ravnina.jpgJPG, 800x414px, 50.54 КБ
kanon_ganges_chasma.jpgJPG, 800x396px, 79.16 КБ
dyuny.jpgJPG, 800x535px, 115.01 КБ

Толпа бывает очень умной

Коллективный разум большой группы непрофе

Где взять мечту

Последняя «официальная» утопия — мечта о

Театр одного психолога

Как превратить приличного человека в палача? Почему, когда на нас смотрят, мы лучше крутим леску спиннинга, но хуже сочиняем стихи?

Много света из ничего

В XVIII веке французские моряки наблюдали любопытный эффект.

Как не заблудиться в технологических мифах

Стать умнее, стать киборгом

Хотите в любой ситуации делать правильный выбор? Однажды это станет возможно благодаря электронному имплантату, улучшающему кратковременную память и способность к принятию решений у приматов.

Муравьиные технологии

Исследование, опубликованное в журнале «Journal of Experimental Biology», рассказывает о том, как огненным муравьям удаётся строить свои туннели даже в самых подвижных сыпучих почвах.

Умная Вики

Хотите задавать Википедии более сложные вопросы, нежели это сегодня позволяет поиск по ключевым словам? Некоторое время назад в Лионе (Франция) представлен прототип специального модуля, который сможет это сделать.