Загадки «Огненного орла»

«Когда впервые увидел этот кратер, то подумал, что от жары сошел с ума. Издали он напоминал гигантский шахтовый террикон. Я даже подумал: «Откуда здесь люди?» Это глухой район тайги. Да и трудовых лагерей НКВД в этом районе не было - я знал точно. Вторая мысль - археологический артефакт. Но местные эвенки и якуты, при моем к ним уважении, - отнюдь не древние египтяне. Строить каменные пирамиды они не умеют. Впору уж было думать о загадочных гипербореях, якобы в древние времена создавших могучую цивилизацию», - рассказывает геолог Вадим Колпаков, который обнаружил уникальный объект в 1949 году. Речь идет о Патомском кратере,  массиве из раздробленных известняковых глыб на склоне горы Патомского нагорья в Иркутской области.

Патомский кратер представляет собой кольцевую структуру с отчетливо выраженной зональностью: 1) внешний склон конуса, 2) кольцевой вал, 3) кольцевой ров и 4) центральная горка. Кратер представляет собой насыпной конус, сложенный преимущественно известняками, но на нем встречаются и другие породы: песчаники, сланцы, полевошпат-карбонатные и кварцевые жилы.

Патомский кратер

К загадкам не имеющего аналогов объекта можно отнести:

- пониженный, по сравнению с окружающей местностью, радиационный фон;

- магнитная съемка с протонным магнитометром показала, что на глубине 100-150 метров покоится объект, который является причиной серьезной магнитной аномалии;

- кратер до сих пор «живой» - он и сейчас меняет свою форму, то поднимаясь, то опускаясь;

- местные жители называют кратер "Гнездом огненного орла" и утверждают, что животные избегают это место.

Экспедицией 2008 г. был предпринят массовый отбор спилов наиболее высоковозрастных лиственниц в нескольких метрах от внешней осыпи кратера и на самом кратере. В результате  оказалось, что около 500 лет назад в процессе формирования насыпного конуса и активной подвижки грунта произошел массовый вывал деревьев и появилось новое поколение лиственниц с возрастом 400–480 лет. Таким образом, период образования кратера можно отнести к концу XV — началу XVI в. Поскольку на центральной горке деревья значительно моложе деревьев на внешней осыпи, можно предположить, что она завершала полное формирование насыпного конуса.

После первых исследований основной признавалась космическая гипотеза происхождения кратера. Затем была выдвинута гипотеза о вулканической природе за счет поступления мантийного вещества из глубинных уровней земной коры.

Последние исследования опровергли обе эти гипотезы. На смену им ученые выдвинули новую.

Согласно ей, это интересное геологическое образование появилось в результате процессов заморозки и оттаивания пород, происходивших в малом ледниковом периоде 500 лет назад. То есть кратер, по сути, является криовулканом, аналогичным таковому на спутнике Юпитера Ио.

Скорее всего, случилось так, что в этом массиве много лет намерзали подземные воды. В то же время, процессы, вызванные сезонным оттаиванием и замерзанием льда, могли спровоцировать мощный гидроудар. В итоге вся энергия, накопленная водой, передалась вверх и привела к вспучиванию известняков, которые и образовали кратер.

131212-patom.jpgJPG, 500x333px, 68.1 КБ

Толпа бывает очень умной

Коллективный разум большой группы непрофе

Где взять мечту

Последняя «официальная» утопия — мечта о

Театр одного психолога

Как превратить приличного человека в палача? Почему, когда на нас смотрят, мы лучше крутим леску спиннинга, но хуже сочиняем стихи?

Величайшее зеркало Земли

Если у вас появилось желание пройти по воде, и ощутить небо под ногами,  то вам в Боливию, а точнее, на солончак Уюни - крупнейший в мире, который временами похож на зеркало, по сути, самое большое на Земле.

Ветряная турбина - парус

Ветряной энергии достаточно, чтобы питать всю нашу планету. Однако конвенциональные ветряные турбины не особенно эффективны в деле её сбора.

Диетические мифы

Если никакие научные данные, советы специалистов, медицинские показания не могут вас отвернуть от приверженности разнообразным диетам, то стоит хотя бы знать основные трюки и мифы, которые используют их составители.

Уникальные породы собак

В мире существует огромное количество пород собак: одни нам хорошо знакомы, другие настолько экзотичны, что мы их видели лишь на картинках или вообще никогда не встречали.

Астрофизики обнаружили «загрязненную» кальцием звезду