Как летал четырехкрылый динозавр

Около десяти лет назад палеонтологи, проводившие раскопки на территории Китая, обнаружили нечто совершенно удивительное — четырехкрылого пернатого динозавра. Найденный микрораптор оказался не единственным в своем роде: позднее ученые откопали еще нескольких. Как же передвигались эти животные и почему сегодня все птицы двукрылы?
Чтобы ответить на первый вопрос, нужно, прежде всего, иметь в виду, что для полета важно не только оторваться от земли, но еще и сохранять координацию.«Если летишь по лесу, самое главное — не врезаться в дерево», — отмечает Майкл Xабиб из Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе (США).

Окаменелый четырехкрылый ящер (оперение видно как у нижних, так и у верхних конечностей)

Хабиб и его студент Джастин Xолл разработали математическую модель микрораптора, чтобы показать, как задние крылья влияли на его
маневренность: «Ящер начинает поворачивать с помощью переднего крыла, а заднее он расправляет, когда его тело наклоняется. Таким образом он помогает себе войти в поворот».
По словам Xабиба, его теория подтверждается новыми исследованиями, в процессе которых было установлено, что задние крылья динозавра за счет перьев имели довольно большую площадь поверхности. Такое строение снижало их аэродинамические свойства, однако это не играло особой роли, поскольку данная пара крыльев использова- лась в основном при поворотах.

Различные модели четырехкрылых ящеров

«Думаю, мои коллеги мыслят правильно», — говорит Xанс Ларссон из Университета Макгилла в Монреале (Канада). Он отмечает, что у микрораптора, в отличие от современных птиц, не были столь развиты грудные мышцы, поэтому ящер, маневрируя в воздухе, не мог полагаться на одни только передние крылья.

Но почему же четырехкрылые существа уступили место двукрылым? Дело в том, что для летающих животных является помехой все, что добавляет лишний вес, говорит Xабиб. С двумя крыльями летать попросту легче. Возможно, по этой же причине у птиц нет зубов.

По материалам русской версии New Scientist (www.newscientist.ru), декабрь 2012 г.

four.jpgJPG, 450x274px, 57.99 КБ
four-winged-dinosaur1.jpgJPG, 550x550px, 54.09 КБ
dino_zoom.jpgJPG, 540x380px, 73.36 КБ

Зоологи выявили разнообразие ритмов насиживания яиц куликами

Загадки «Огненного орла»

«Когда впервые увидел этот кратер, то подумал, что от жары сошел с ума. Издали он напоминал гигантский шахтовый террикон. Я даже подумал: «Откуда здесь люди?» Это глухой район тайги. Да и трудовых лагерей НКВД в этом районе не было - я знал точно.

Химики получили новые магнетокалорические и термоэлектрические материалы

Химики из МГУ имени М.В.Ломоносова получили новые вещества, которые могут стать основой для создания новых магнетокалорических и термоэлектрических материалов.

Тритон Горыныч

Многие помнят миф о победе Геракла над лернейской гидрой, у которой на месте отрубленной головы отрастали две новые. Нечто похожее, кстати, в природе действительно существует.

ДНК-наноробот

Ученые создали ДНК-наноробота, который способен отыскивать и уничтожать раковые клетки, оставляя здоровые ткани невредимыми. Крошечные капсулы выделяют необходимые дозы лекарств при обнаружении цели и целенаправленно уничтожают «врага».