cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Радиоактивность внутри нас

Радиоактивность бананов неоднократно вызывала ложные срабатывания детекторов радиации, используемых для предотвращения незаконного ввоза радиоактивных материалов в США. И заметьте, радиоактивность не радиоактивных бананов, а самых обычных, вкусных съедобных... А все из-за того, что бананы весьма богаты жизненно необходимым для человека элементом - калием.

Калий - один из немногих радиоактивных элементов в теле человека. Строго говоря, радиоактивен один из его изотопов, доля которого всего одна десятитысячная от остального, "безопасного", калия. Но и это дает целых 4 с лишним тысячи радиоактивных распадов в секунду. По некоторым подсчетам, каждая клетка человека в течение года подвергается хотя бы одной "бомбардировке" продуктами распада калия!

И сделать с этим ничего нельзя... впрочем, похоже, не особо это и вредит организму. Многие люди живут в условиях, когда радиоактивная нагрузка на тело значительно выше. Например, десятки тысяч людей на Крайнем Севере питаются в основном мясом северного оленя (карибу), в котором присутствуют в довольно высокой концентрации нуклиды свинца-210 и полония-210. Эти изотопы попадают в организм оленей зимой, когда они питаются лишайниками, в которых накапливаются оба изотопа. Дозы внутреннего облучения человека от полония-210 в этом случае могут в 35 раз превышать средний уровень. А в другом полушарии люди, живущие в Западной Австралии в местах с повышенной концентрацией урана, получают дозы облучения, в 75 раз превосходящие средний уровень, поскольку едят мясо и требуху овец и кенгуру.

И кстати, как мы уже сказали, калий не единственный элемент, распадающийся в организме. Высоко в атмосфере космические лучи (а точнее нейтроны) попадая в атомы азота, выбивают из них протон, и он превращается в углерод-14. Этот изотоп постоянно рождается, и постоянно распадается на Земле. Его содержание на планете все время примерно постоянно - всего-то 60 тонн. Но и этого хватает, чтобы в организме человека распадалось примерно 20000 атомов в секунду.

Кстати, если суммировать дозу облучения от калия и углерода в человеке, то она примерно будет равна той дозе, которую он получает извне - от естественного природного фона - это порядка 0,3 миллизиверта (в городах бывает в несколько раз больше). А теперь снова вернемся к бананам. Если мы каждый день будет съедать по банану, какой радиоактивный удар получим? На самом деле раз в десять меньше. Но детекторам и этого хватает.

Фтор: разрушающий или созидающий?

Источник: Журнал "НАУКА И ЖИЗНЬ"

Физики послушали лопающийся мыльный пузырь

Физики измерили звуковое давление лопающихся мыльных пузырей при помощи микрофонной решетки (множества приемников звука, работающих согласованно) и проанализировали результаты при помощи разложения акустического поля по сферическим волнам.

Рациональное использование тепла: тепловые аккумуляторы

unsplash.com

Заглянуть в голову животным

Правда ли, что ваша собака думает только о еде, сне и погоне за кошками? Правда ли, что кот вашей девушки имеет что-то против вас? Правда ли, что коровы – всего лишь ходячие гамбургеры, а голуби претендуют на мировое господство?

Физики объяснили форму «винных слез»

Ученые из США разработали теорию, которая использует концепцию ударных волн, для объяснения формы «винных слез».

Впервые обнаружен экситон Махана

Робот варит цирконий

Основная задача робота-сварщика – сварка циркониевых деталей для ядерных реакторов.

Ученые МГУ исследовали синдром системного воспаления организма