Лечить рак по-новому. Часть II

Продолжение рассказа о новинках против рака: как против болезни можно применять РНК и наночастицы. А в заключительной части речь пойдет об иммунотерапии.

РНК-интерференция. Этот метод, открытый на рубеже тысячелетий, уже заслужил название «революционного». В 1990-х годах был обнаружен естественный механизм, позволяющий контролировать клетку путем активации и угнетения отдельных генов. Теоретически, такой подход дает поистине неограниченные возможности, отмечает Джуди Либерман из Гарвардской медицинской школы — одна из первопроходцев в данной области.

Однако создать эффективные препараты на основе полученных знаний оказалось не так просто. Технология подразумевает введение в клетку коротких отрезков РНК, «выключающих» специфические гены. Проблема в том, что иммунная система организма принимает эти РНК-фрагменты за вирусы, и, как следствие, быстро распознает и уничтожает их.

В настоящее время ведутся активные поиски способа, который позволил бы обмануть иммунитет. Один из рассматриваемых вариантов — прятать РНК внутри липидных наночастиц. Препарат под названием ALNVSP, созданный на основе данной технологии, уже испытывают на эффективность против рака печени. Действие этого лекарства направлено против двух генов, ответственных за размножение патологических клеток. В одном из клинических испытаний медикамента у 7 из 37 добровольцев рост опухоли остановился.

По словам Либерман, метод должен получить широкое распространение в течение десяти лет. «Самое замечательное то, что технология РНК-интерференции стремительно развивается, — отмечает исследовательница. — Чуть больше десятилетия назад мы и понятия не имели о том, что клетки млекопитающих поддаются такого рода воздействию».

Наночастицы. Спасение от рака может также прийти из "мира, не видимого невооруженным глазом". Наночастицы, даже не оказывающие непосредственного токсического влияния на злокачественные новообразования, способны в разы повысить эффективность химиотерапии. «Возможность фундаментальным образом изменять фармакологию лекарств открывает перед нами новые горизонты», — говорит Омид Фарохзад, заведующий отделением наномедицины и биоматериалов в Женском госпитале Бригама (Брайтон, штат Массачусетс, США).

Большой минус химиотерапии в том, что она оказывает токсическое воздействие на любые быстро делящиеся клетки организма, в том числе абсолютно здоровые. Чтобы избежать тяжелых реакций со стороны кишечника, кожи и иммунной системы, дозы препаратов приходится ограничивать. Но использование наночастиц позволяет направлять медикаментозный удар непосредственно на опухоль и без ущерба для здоровья повышать дозы лекарств. Дело в том, что наночастицы имеют тенденцию накапливаться в раковых тканях, которые, в отличие от нормальных, имеют повышенную проницаемость кровеносных сосудов.

Некоторые традиционные препараты для химиотерапии уже упаковывают в нанокапсулы. Однако эффект может быть еще сильнее, если наноразмерные контейнеры с лекарством связывать с антителами, нацеленными против белков, стимулирующих рост опухоли. Такой подход впервые был опробован в этом году. «Мы получили прекрасные результаты даже при применении очень низких доз медикаментов, — отмечает Фарохзад — Нанотехнологии не могут превратить плохое лекарство в хорошее. Но хорошее лекарство они могут сделать реально превосходным».

По материалам журнала New Scienitst (русская версия), №12, 2012 г.

Операционный день

Кардиохирург Лео Бокерия — персонаж сугуб

Киноа: индейцы, белки

Начнем с геополитики (так сейчас принято)

На смерть пакета

Европейцы объявили войну пластиковым паке

Величайшее зеркало Земли

Если у вас появилось желание пройти по воде, и ощутить небо под ногами,  то вам в Боливию, а точнее, на солончак Уюни - крупнейший в мире, который временами похож на зеркало, по сути, самое большое на Земле.

Ветряная турбина - парус

Ветряной энергии достаточно, чтобы питать всю нашу планету. Однако конвенциональные ветряные турбины не особенно эффективны в деле её сбора.

Диетические мифы

Если никакие научные данные, советы специалистов, медицинские показания не могут вас отвернуть от приверженности разнообразным диетам, то стоит хотя бы знать основные трюки и мифы, которые используют их составители.

Уникальные породы собак

В мире существует огромное количество пород собак: одни нам хорошо знакомы, другие настолько экзотичны, что мы их видели лишь на картинках или вообще никогда не встречали.

Астрофизики обнаружили «загрязненную» кальцием звезду