Жизнь рядом с Сатурном

Жизнь на Энцеладе, шестом по размерам спутнике Сатурна, в настоящее время остаётся открытым вопросом и темой для научных дискуссий и исследований.

Энцелад, как и самый крупный спутник Сатурна, Титан, вызывает очень большой интерес у учёных. Ещё в эру «Вояджеров» которые в начале 1980-х годов провели первые съёмки этой маленькой ледяной планеты-спутника, учёные начали подозревать, что Энцелад геологически активен и даже является источником вещества для кольца Е Сатурна. С началом исследований зонда «Кассини» в системе Сатурна стало совершенно ясно, что Энцелад устроен намного сложнее и таит в себе гораздо больше загадок, чем предполагалось ранее.

Снимок Энцелада спутником "Кассини" в 2005 году

Поверхность

На поверхности Энцелада холоднее, чем на других планетах-спутниках Сатурна: температура в среднем составляет −200 °C. Столь низкая температура обусловлена крайне высокой степенью отражения падающего на него света Солнца - она составляет 90%. При такой низкой температуре ни одна из известных форм жизни не выживет на его поверхности.

Трещины

На поверхности Энцелада довольно много трещин. С их помощью учёные смогли установить, что под ледяной коркой имеется океан. Температура в трещинах может доходить до −85 °C, что значительно выше, чем у поверхности.

Под поверхностью

По данным с «Кассини», в недрах Энцелада находится углеводородный «суп», жидкая вода и источник тепла, то есть все ключевые ингредиенты для возникновения примитивных форм жизни. Исследователи опираются на информацию, полученную станцией «Кассини», а также на результаты компьютерного моделирования, которое проводилось с учётом всех параметров спутника.

Океан

На южном полюсе под ледяной коркой Энцелада на глубине 15—20 км находится океан из жидкой воды. На это указывают все данные с «Кассини», собранные вместе. Температура верхних слоёв океана составляет около −45 °C, однако с ростом глубины температура растёт и может доходить до примерно 0…+1 °C, что сравнимо с температурой воды в некоторых местах на Земле. Более того, в июне 2011 года учёные с помощью «Кассини» установили, что вода в океане солёная и по составу очень близка к земной. Все эти открытия значительно увеличивают вероятность того, что на Энцеладе есть жизнь.

enceladus.jpgJPG, 3237x3812px, 1.21 МБ

Гениальный безумец...? Безумный гений...? Да...

Жизнь одарённого писателя связана с большим риском для самого уязвимого в человеке — его сознания. А восхождение к славе, каким бы гладким оно ни казалось, почти всегда сопровождается опасным заигрыванием с неизвестным, запретным или безумным.

Парадоксальный тривиальный азот

Азот — один из самых парадоксальных химических элементов таблицы Д. И. Менделеева. С одной стороны, он входит в состав молекул многих биологически активных соединений — витаминов, белков, нуклеиновых кислот и аминокислот.

Российские ученые разработали новый метод диагностики рака яичников

Материалы в электронике

Если предложенную Кристианом Томсеном в 1836 году периодизацию истории по металлам распространить на все остальные материалы, то эпоху, начавшуюся в 1954 году, когда Texas Instruments выпустила первый кремниевый транзистор, или в 1971 году, когда I

Курьезы Нобелевских премий

В 1888 году Альфред  Нобель в газете прочел сообщение о собственной смерти (репортеры перепутали его с недавно скончавшимся братом Людвигом). Пресса наперебой называла магната «торговцем смертью».