Жизнь рядом с Сатурном

Жизнь на Энцеладе, шестом по размерам спутнике Сатурна, в настоящее время остаётся открытым вопросом и темой для научных дискуссий и исследований.

Энцелад, как и самый крупный спутник Сатурна, Титан, вызывает очень большой интерес у учёных. Ещё в эру «Вояджеров» которые в начале 1980-х годов провели первые съёмки этой маленькой ледяной планеты-спутника, учёные начали подозревать, что Энцелад геологически активен и даже является источником вещества для кольца Е Сатурна. С началом исследований зонда «Кассини» в системе Сатурна стало совершенно ясно, что Энцелад устроен намного сложнее и таит в себе гораздо больше загадок, чем предполагалось ранее.

Снимок Энцелада спутником "Кассини" в 2005 году

Поверхность

На поверхности Энцелада холоднее, чем на других планетах-спутниках Сатурна: температура в среднем составляет −200 °C. Столь низкая температура обусловлена крайне высокой степенью отражения падающего на него света Солнца - она составляет 90%. При такой низкой температуре ни одна из известных форм жизни не выживет на его поверхности.

Трещины

На поверхности Энцелада довольно много трещин. С их помощью учёные смогли установить, что под ледяной коркой имеется океан. Температура в трещинах может доходить до −85 °C, что значительно выше, чем у поверхности.

Под поверхностью

По данным с «Кассини», в недрах Энцелада находится углеводородный «суп», жидкая вода и источник тепла, то есть все ключевые ингредиенты для возникновения примитивных форм жизни. Исследователи опираются на информацию, полученную станцией «Кассини», а также на результаты компьютерного моделирования, которое проводилось с учётом всех параметров спутника.

Океан

На южном полюсе под ледяной коркой Энцелада на глубине 15—20 км находится океан из жидкой воды. На это указывают все данные с «Кассини», собранные вместе. Температура верхних слоёв океана составляет около −45 °C, однако с ростом глубины температура растёт и может доходить до примерно 0…+1 °C, что сравнимо с температурой воды в некоторых местах на Земле. Более того, в июне 2011 года учёные с помощью «Кассини» установили, что вода в океане солёная и по составу очень близка к земной. Все эти открытия значительно увеличивают вероятность того, что на Энцеладе есть жизнь.

enceladus.jpgJPG, 3237x3812px, 1.21 МБ

Толпа бывает очень умной

Коллективный разум большой группы непрофе

Где взять мечту

Последняя «официальная» утопия — мечта о

Театр одного психолога

Как превратить приличного человека в палача? Почему, когда на нас смотрят, мы лучше крутим леску спиннинга, но хуже сочиняем стихи?

Выжить в расплавленном свинце

Наиболее зрелищные демонстрации этого эффекта довольно опасны: например, погружение мокрых пальцев в расплавленный

Ученые разработали новые биосенсоры для неинвазивного мониторинга глюкозы и лактата

Сотрудники химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова разработали биосенсоры на основе берлинской лазури.

Интеллект Донбасса

Мышиные результаты

Ученые МГУ добыли новые ключевые знания об иммунной системе с помощью уникальных мышей.

Руки киборга

Шведские биоинженеры разработали бионический протез, вживляемый непосредственно в костную ткань. Его уникальность заключается в особом нейромышечном интерфейсе, позволяющем не просто управлять протезом, но и чувствовать предметы (текстуру, форму и размер).