Как жизнь порождает Вселенную, и как это влияет на смерть

Даже если вы атеист, у вас есть шанс на жизнь после смерти. Именно к такому выводу приходит научная теория под названием биоцентризм (biocentrism), развиваемая американским ученым Робертом Ланца (Robert Lanza) и критикуемая многими другими исследователями.

Каждый человек осознает, что смертен.  Очень часто люди ассоциируют свое "я" со своим телом (кроме верующих). А у тел есть нехорошая привычка умирать. Что случается с человеком после этого, никто достоверно не знает.

Один из широко известных аспектов квантовой теории - это то, что о некоторых наблюдениях нельзя ничего утверждать со 100% точностью. Вместо этого имеется целый "спектр" наблюдений с разными вероятностями. Одна из общепринятых теорий на эту тему утверждает, что каждой из этих вероятностей соответсвует целая новая вселенная (концепция мультиверсума). Так вот, в биоцентризме эта идея получает неожиданное продолжение. Число вселенных бесконечно, и таким образом, все, что могло бы когда то случиться, обязательно случается в одной из них. В случае реализации подобного сценария, смерть уже как бы и не существует. Все вселенные существуют одновременно, невзирая на то что происходит в любой из них. Человеческое тело в итоге должно рассыпаться в прах, но есть "чувство жизни", это все лишь 20-ваттный "фонтан" энергии, работающий в мозге. Эта энергия никуда не исчезает со смертью, просто по закону сохранения. И в принцип есть вероятность, что данная энерия переходит из одного мира в другой...

Рассмотрим эксперимент, опубликованный в журнале Science в 2002 году, говорит Ланца. Он показывает, что ученые могут изменить, что-то просто наблюдая за этим "что-то". Суть эксперимента в следующем:  запускается поток частиц, который должен "решить" как себя вести, когда проходит через "делитель" потока. В эксперименте получается, что то как повел себя экспериментатор влияет на то, как себя вели частицы в прошлом, проходя через делитель - если наблюдали за частицами - то они вели как себя как частицы, если нет - то как волна. Отсюда автор теории биоцентризма делает вывод - не всегда реальность отделима от наблюдателя, фактически уже то что он наблюдает, влияет на реальность. В итоге, основываясь на подобных результатах и теориях, Ланца доходит даже до того, что пространство и время  - продукты порождения сознания, а мир - он без времени и без простанства, и смерть в таком мире не существует.

Выводы спорные, но многие ученые, почему-то биологи, в восторге от выводов Ланца.  Может, быть отчасти из-за того, что здесь Ланца - немалый авторитет - крупный специалист в области стволовых клеток и клонирования. Физики, кстати, довольны меньше всех. Некоторые из них считают, что весь биоцентризм - не более чем философия.