Продается открытие

В одном фантастическом рассказе два "кулибина" сумели заинтересовать ученых и армию своим изобретением, только продав его под видом непонятно как летающей игрушки (Гарри Гаррисон, "Магазин игрушек"). Между прочем, ценный металл палладий был открыт примерно таким же образом.

...Известный лондонский торговец Форстер особо не удивился когда в один из дождливых дней 1803 года получил письмо от лица, пожелавшего остаться неизвестным. В корреспонденции содержалась просьба: продать небольшое количество нового металла, и внешним видом и свойствами весьма похожего на драгоценную платину. К письму прилагался небольшой слиток.

Форстер был не против сделки - во-первых, металл неплохо смотрелся, в во-вторых,.. ничто так не притягивает людей как вещи необъяснимые и таинственные. А коммерсант всегда может извлечь из них выгоду, если умело провести пиар. Поэтому очень скоро вести о том, что в магазине мистера Форстера продается таинственный слиток разнеслись по городу. Слиток стал широко известен в узком кругу и вокруг него разгорелись определенные страсти.

Так выглядит палладиевый слиток

Из-за того что способ оповещения об открытии нового металла был явно необычным (вспомните "Магазин игрушек!) - не было ни публикации, ни хотя бы письма первооткрывателя своим коллегам, то ученые подумали: здесь что-то не то. Споры вокруг палладия разгорелись не на шутку в среде коммерсантов, и в среде ученых.

В то время среди английских химиков выделялся Ричард Ченевикс. Он был по происхождению ирландцем, с вспыльчивым и неуживчивым характером. Он сильнее всех жаждал разоблачить "мошенническую проделку" и купил слиток не торгуясь, невзирая на немалую его цену. Купил и подверг тщательному химическому анализу. Ченевикс слишком предвзято отнесся к "находке": вскоре он заявил, что названный палладием металл "не новый элемент, как постыдно заявлялось", а всего-навсего сплав платины и ртути. Это мнение ученые высказал немедленно - сначала в докладе, прочитанном перед членами Лондонского королевского общества, а затем и в печати...

Как принято сейчас говорить, его работу никто не смог воспроизвести. Ну не получалось ни у кого выделить оттуда ни платину, ни тем более ртуть. Тем не менее, он успел получить за свой труд престижнейшую в то время медаль Копли (ею награждают ученых в Англии до сих пор)

Через какое-то время сенсационность события ослабла, и оно стало всем надоедать. Ученые (и не-ученые тоже) стали утрачивать интерес к то ли элементу, то ли лже-элементу. И тут же, в известном английском научном журнале "Nicholson's Journal" появилось анонимное объявление (да, тогда нравы были простые...). Неизвестный автор через редактора предлагал награду в 20 фунтов стерлингов (тогда весьма большие деньги) тому, кто в течение года сделает точно такой же металл, какой продавался у Форстера. Интерес к объекту снова подскочил, но все попытки "алхимически" смешать два металла и получить третий, конечно потерпели неудачу.

Только в 1805 году неизвестный аноним выплыл наружу. Им оказался ни много ни мало секретарь Лондонского королевского общества Уильям Волластон. В своем докладе обществу в 1804 году он сообщил,  что обнаружил в платине не только все поднадоевший палладий, но и родий. А через год, в том же "Nicholson's Journal" признался, что шумиха вокруг новооткрытого элемента, поднятая в 1803 году - его рук дело. К тому времени он уже располагал доказательствами, что палладий - действительно новый металл.

Палладий редко использовался для чеканки монет. Это один из немногих примеров.

Сложно сказать, чем руководствовался ученый, изобретая всю эту затею. Ясное дело, не закон Ньютона опровергал (как герои рассказа Гаррисона), а добыл новый элемент, в те времена этим многие промышляли. Скорее всего дело в характере Волластона: он всегда был приверженцем новых идей, подходов и предприятий. Кроме того, к тому моменту он был, возможно, самым крупным специалистом в мире по платине и изделиям из нее; эта деятельности стала для Волластона прибыльным бизнесом. Вот он и решил, возможно, сыграть шутку и попробовать совместить два подхода - коммерческий и научный.

palladium.jpgJPG, 511x450px, 72.83 КБ
rubles_palladium_1989_ivan_iii.jpgJPG, 816x400px, 82.3 КБ

Почему футболист умнее шахматиста?

Чемпионат среди роботов — это своего рода

Жизнь упала с неба

Новые гипотезы ученых: органическое вещество образовалось не на Земле, а одновременно с Землей

«Горячая десятка» организмов

Список из десяти самых удивительных живых существ, открытых в минувшем году, составил Международный институт исследования видов при Ун

Зоологи выявили разнообразие ритмов насиживания яиц куликами

Загадки «Огненного орла»

«Когда впервые увидел этот кратер, то подумал, что от жары сошел с ума. Издали он напоминал гигантский шахтовый террикон. Я даже подумал: «Откуда здесь люди?» Это глухой район тайги. Да и трудовых лагерей НКВД в этом районе не было - я знал точно.

Химики получили новые магнетокалорические и термоэлектрические материалы

Химики из МГУ имени М.В.Ломоносова получили новые вещества, которые могут стать основой для создания новых магнетокалорических и термоэлектрических материалов.

Тритон Горыныч

Многие помнят миф о победе Геракла над лернейской гидрой, у которой на месте отрубленной головы отрастали две новые. Нечто похожее, кстати, в природе действительно существует.

ДНК-наноробот

Ученые создали ДНК-наноробота, который способен отыскивать и уничтожать раковые клетки, оставляя здоровые ткани невредимыми. Крошечные капсулы выделяют необходимые дозы лекарств при обнаружении цели и целенаправленно уничтожают «врага».