В России рассекречено крупнейшее в мире месторождение уникально твердых алмазов

Возможно, в скором времени мы станем свидетелями революции на мировом рынке алмазов. В Сибири рассекречено месторождение, запасы которого оцениваются в триллионы карат – это в тысячи раз больше, чем в разведанных месторождениях Якутии (на самом деле, триллион каратов – это в десятки и сотни раз больше, чем разведано во всем мире). Более того, "новые" алмазы в два раза тверже обычных – такого больше нет нигде на Земле.

Источник уникальных алмазов - это Попигайская астроблема (кратер), оставленный гигантским метеоритом 35-40 млн лет назад на Крайнем Севере, неподалеку от моря Лаптевых. Его размеры - порядка 100 км. Это один из крупнейших метеоритных кратеров на Земле, он включен в список Геологического наследия ЮНЕСКО по первой, наивысшей категории.

По данным ИТАР-ТАСС, месторождение открыто советскими геологами еще в 1970-е годы и до недавнего времени было засекречено – потому что в то время у нас активно строились заводы по производству синтетических алмазов. Сейчас гриф секретности снят. Ученые Института геологии и минералогии (ИГМ) СО РАН протестировали оставшиеся с первых исследований образцы и полностью подтвердили результаты предшественников о том, что материалы с Попигая обладают поистине уникальной твердостью: они лучше обычных алмазов по этому показателю в два раза.

"Новые" алмазы получили название импактных (от англ. слова impact – столкновение), потому что начало их образования было положено столкновением гигантского небесного тела с Землей. Этим объясняется уникальность месторождения, аналогов которому нет нигде в мире. «Россия является монополистом в плане импактных алмазов, – говорит директор ИГМ академик  Николай Похиленко, – и если брать нынешнее потребление технических алмазов за единицу, то прогнозных ресурсов Попигайского месторождения хватит всему миру на 3 тысячи лет». В ближайшем будущем ученые надеются организовать экспедицию в район кратера.

Сейчас пока трудно даже оценить технологическую ценность нового сырья, но уже понятно, что если его будут добывать и использовать, то это обещает настоящий переворот в отрасли. Исследователи считают, что эти алмазы пригодятся в самых различных областях: от катализа и изготовления эффективных полупроводников до космических технологий и разработок экологически чистых двигателей, причем Россия, похоже, будет обладать монополией на уникальный материал, т.к. он родился в результате уникального же, более нигде не повторенного, стечения обстоятельств. «Попигайские алмазы могут перевернуть всё, и что тогда будет с ценами на этом рынке – непонятно», – таково мнение заместителя директора института «Якутнипромалмаз» Геннадия Никитина.

Немного о Попигайском месторождении

Еще в 40-е годы геологи Научно-исследовательского института геологии Арктики (НИИГА) открыли на севере Красноярского края так называемую Попигайскую котловину (небольшая часть которой находится на территории Анабарского района Якутии, остальная в  северной части Красноярского края). Они охарактеризовали этот район как кратер бывшего вулкана. Но последующие исследования показали, что данная котловина возникла в результате столкновения метеорита с земной поверхностью. Именно здесь почти тридцать лет назад было открыто самое крупное в мире коренное месторождение алмазов, образовавшееся в результате мощного удара.

На территории Попигайской котловины импактиты (горная порода, содержащая алмазы) во многих местах выходят на поверхность и уходят на глубину около 1,5 км. Их площадь превышает 1750 куб. км. Алмазы рассеяны по всей котловине и встречаются почти везде, как в породах, так и в россыпях. Они образовались при ударном сжатии (твердофазный переход), когда графит перешел непосредственно в алмаз. Общие запасы алмазов Попигайского месторождения превышают все известные запасы алмазов кимберлитовых провинций мира.

Попигайская котловина расположена на севере Сибирской платформы, в бассейне реки Хатанги, в долине ее правого притока реки Попигай. Размеры внутреннего кратера составляют 75 км, а диаметр внешнего достигает 100 км. Катастрофа произошла 30 млн. лет назад. Космическое тело с большой скоростью пробило толщу осадков в 1200 м и затормозилось в породах фундамента Сибирской платфоры. По предварительным оценкам, энергия взрыва представляет собой число с 23-мя нулями, т. е. была в 1000 раз больше, чем при самом сильном вулканическом взрыве. Об условиях, существовавших в эпицентре в момент взрыва, можно судить по тому, что в кратере найдены возникшие при катастрофе минералы.

Такие минералы удалось получить искусственным путем при ударных давлениях в 1 млн. бар и температуре около 1000 градусов. Выброшенные во время взрыва крупные глыбы кристаллических пород фундамента платформы разлетелись на расстояние до 40 км от края кратера.

По материалам