Как змеи гипертоникам помогли

Как смертельный яд гремучей змеи может быть лекарством от повышенного артериального давления? Все зависит от количества. Еще Парацельс утверждал: “Все на свете — яд, все — лекарство; и то и другое определяет доза, — говорит Брайан Фрай, занимающийся исследованием ядовитых животных и их эволюции в Университете Квинсленда в Брисбене (Австралия). — Змея убивает за счет того, что артериальное давление жертвы падает ниже допустимой нормы, — поясняет он. — Чтобы использовать яд во благо, необходимо всего лишь уменьшить дозу.”

И все же яд гремучей змеи дал человеку нечто большее, чем лекарство. Благодаря ему ученые смогли разобраться в механизмах регуляции артериального давления. К концу 60-х годов это еще было загадкой. Среди тех, кто бился над этой проблемой, был Джон Уэйн, фармаколог из Английского королевского хирургического колледжа. Прорыв в этом вопросе произошел, когда к его группе присоединился бразильский ученый Серджио Феррейра. Феррейра изучал яд обыкновенной жарараки (Bothrops jararaca), эндемичной для Бразилии гремучей змеи, и привез с собой образец. Команда обнаружила, что токсический пептид в составе змеиного яда избирательно блокирует действие ангиотензин-превращающего фермента (АПФ) — вещества, которое, как предполагалось, участвует в регуляции артериального давления.

За следующее десятилетие ученые окончательно выяснили, что АПФ играет большую роль в повышении артериального давления за счет регуляции выделения воды и солей через почки. Благодаря этому ученые также смогли оценить практическую ценность блокирования действия АПФ для снижения артериального давления. Каптоприл, синтетический аналог ядовитого пептида, был впервые получен в 1975 году, а уже через 6 лет достиг прилавков аптек. Он лег в основу целой серии препаратов, которые называют блокаторами АПФ.

Большая часть лекарств на основе ядов животного происхождения, разработанных после каптоприла, также была основана на змеиных ядах — в основном потому, что с ними проще всего работать. По сравнению, например, со скорпионами или пауками змеи производят огромное количество яда. К тому же змеиный яд проще по составу. Так, яд пауков может содержать до 1000 пептидов, а вот змеиный ограничивается примерно двадцатью пятью.

Химики научились определять степени окисления урана в сложных оксидах

Международный коллектив ученых, в состав которого входят химики из Московского университета имени М.В.Ломоносова создали методику определения кислородного коэффициента

Механики МГУ узнали, как поведет себя вакуумное масло в космосе

Сотрудники Научно-исследовательского института механики МГУ имени М.В.Ломоносова совместно с коллегой из Центра новых космических технологий МАИ описали поведение свободной жидкой пленки в открытом

Когда, где и почему случился Всемирный потоп: версии

Всем известна библейская история о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Однако эта история не единственная - легенды о потопе (иногда в письменном виде) имеются у очень многих народов, населяющих различные части земного шара.

«Супергерои» среди материалов для сверхбыстрой передачи информации

Международная группа ученых под руководством исследователей из МГУ имени М.В.Ломоносова впервые смогла при помощи нелинейных метаматериалов продемонстрировать эффект по

Какие сверхпроводники подойдут для электромоторов и томографов?

Существенный шаг вперед в понимании природы сверхпроводимости в железосодержащих высокотемпературных сверхпроводниках Fe-ВТСП сделан группой ученых при участии сотрудника химического факультета МГУ.