Как змеи гипертоникам помогли

Как смертельный яд гремучей змеи может быть лекарством от повышенного артериального давления? Все зависит от количества. Еще Парацельс утверждал: “Все на свете — яд, все — лекарство; и то и другое определяет доза, — говорит Брайан Фрай, занимающийся исследованием ядовитых животных и их эволюции в Университете Квинсленда в Брисбене (Австралия). — Змея убивает за счет того, что артериальное давление жертвы падает ниже допустимой нормы, — поясняет он. — Чтобы использовать яд во благо, необходимо всего лишь уменьшить дозу.”

И все же яд гремучей змеи дал человеку нечто большее, чем лекарство. Благодаря ему ученые смогли разобраться в механизмах регуляции артериального давления. К концу 60-х годов это еще было загадкой. Среди тех, кто бился над этой проблемой, был Джон Уэйн, фармаколог из Английского королевского хирургического колледжа. Прорыв в этом вопросе произошел, когда к его группе присоединился бразильский ученый Серджио Феррейра. Феррейра изучал яд обыкновенной жарараки (Bothrops jararaca), эндемичной для Бразилии гремучей змеи, и привез с собой образец. Команда обнаружила, что токсический пептид в составе змеиного яда избирательно блокирует действие ангиотензин-превращающего фермента (АПФ) — вещества, которое, как предполагалось, участвует в регуляции артериального давления.

За следующее десятилетие ученые окончательно выяснили, что АПФ играет большую роль в повышении артериального давления за счет регуляции выделения воды и солей через почки. Благодаря этому ученые также смогли оценить практическую ценность блокирования действия АПФ для снижения артериального давления. Каптоприл, синтетический аналог ядовитого пептида, был впервые получен в 1975 году, а уже через 6 лет достиг прилавков аптек. Он лег в основу целой серии препаратов, которые называют блокаторами АПФ.

Большая часть лекарств на основе ядов животного происхождения, разработанных после каптоприла, также была основана на змеиных ядах — в основном потому, что с ними проще всего работать. По сравнению, например, со скорпионами или пауками змеи производят огромное количество яда. К тому же змеиный яд проще по составу. Так, яд пауков может содержать до 1000 пептидов, а вот змеиный ограничивается примерно двадцатью пятью.

Бессмертная гидра

Гидра - это маленькое удивительное существо и, как оказалось, фактически бессмертное существо. Наиболее известна гидра за то, что если ее разрезать на несколько частей, то они в итоге вырастут в новые гидры.

Кошки и собаки - свой взгляд на мир

Очень легко впасть в заблуждение и начать думать, что существует только один способ видеть наш мир – но на самом деле, различные виды живых существ воспринимают своё окружение очень по-разному.

Жизнь и другие новости с Титана

Титан, спутник Сатурна, является одним из самых поразительных мест нашей Солнечной системы. На нём не только проходят дожди из вещества похожего на бензин, но на поверхности спутника также можно увидеть озера жидкого метана и этана.

...И быстрых разумом бозонов в коллайдере большом рождать

Всего без одной частицы большинство попыток создать гармоничную модель Вселенной и вещества в ней идут прахом. И вот в ЦЕРНе сообщили, что нечто сходное с этой фундаментальной частицей найдено в экспериментах на Большом адронном коллайдере.

Химики получили новые магнетокалорические и термоэлектрические материалы

Химики из МГУ имени М.В.Ломоносова получили новые вещества, которые могут стать основой для создания новых магнетокалорических и термоэлектрических материалов.