Как змеи гипертоникам помогли

Как смертельный яд гремучей змеи может быть лекарством от повышенного артериального давления? Все зависит от количества. Еще Парацельс утверждал: “Все на свете — яд, все — лекарство; и то и другое определяет доза, — говорит Брайан Фрай, занимающийся исследованием ядовитых животных и их эволюции в Университете Квинсленда в Брисбене (Австралия). — Змея убивает за счет того, что артериальное давление жертвы падает ниже допустимой нормы, — поясняет он. — Чтобы использовать яд во благо, необходимо всего лишь уменьшить дозу.”

И все же яд гремучей змеи дал человеку нечто большее, чем лекарство. Благодаря ему ученые смогли разобраться в механизмах регуляции артериального давления. К концу 60-х годов это еще было загадкой. Среди тех, кто бился над этой проблемой, был Джон Уэйн, фармаколог из Английского королевского хирургического колледжа. Прорыв в этом вопросе произошел, когда к его группе присоединился бразильский ученый Серджио Феррейра. Феррейра изучал яд обыкновенной жарараки (Bothrops jararaca), эндемичной для Бразилии гремучей змеи, и привез с собой образец. Команда обнаружила, что токсический пептид в составе змеиного яда избирательно блокирует действие ангиотензин-превращающего фермента (АПФ) — вещества, которое, как предполагалось, участвует в регуляции артериального давления.

За следующее десятилетие ученые окончательно выяснили, что АПФ играет большую роль в повышении артериального давления за счет регуляции выделения воды и солей через почки. Благодаря этому ученые также смогли оценить практическую ценность блокирования действия АПФ для снижения артериального давления. Каптоприл, синтетический аналог ядовитого пептида, был впервые получен в 1975 году, а уже через 6 лет достиг прилавков аптек. Он лег в основу целой серии препаратов, которые называют блокаторами АПФ.

Большая часть лекарств на основе ядов животного происхождения, разработанных после каптоприла, также была основана на змеиных ядах — в основном потому, что с ними проще всего работать. По сравнению, например, со скорпионами или пауками змеи производят огромное количество яда. К тому же змеиный яд проще по составу. Так, яд пауков может содержать до 1000 пептидов, а вот змеиный ограничивается примерно двадцатью пятью.

Нут станет морозоустойчивым

Засунуть повседневность в коллайдер

Ученый МГУ численно охарактеризовал жесткое партонное рассеяние

Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д.В. Скобельцына (НИИЯФ) МГУ Александр Снигирев с помощью методов физики высоких энер

Дарвиновский музей (Москва)

Музеи мира. Часть II: Дарвиновский музей (Москва)

Медицина не для всех. Часть I

Понять, что такое персонализированная медицина, легко из такого примера: есть лекарства, помогающие китайцам, но бесполезные для европейцев.

Мы опубликуем серию статей, посвященных этой сравнительно новой сфере "управления здоровьем".