FestivalNauki.ru
En Ru
cентябрь-ноябрь 2020
176 городов
September – November 2020
312 cities
09-11 октября 2020
МГУ | Экспоцентр | 90+ площадок
14–16 октября 2016
Центральная региональная площадка
28–30 октября 2016
ИРНИТУ, Сибэскпоцентр
14–15 октября 2016
Центральная региональная площадка
23 сентября - 8 октября 2017
«ДонЭкспоцентр», ДГТУ
ноябрь-декабрь 2018
МВДЦ «Сибирь»,
Вузы и научные площадки города
6-8 октября 2017
Самарский университет
27-29 октября
Кампус ДВФУ, ВГУЭС
30 сентября - 1 октября
Ледовый каток «Родные города»
21-22 сентября 2018 года
ВКК "Белэкспоцентр"
9-10 ноября 2018 года
Мурманский областной Дворец Культуры
21-22 сентября 2019 года
22-23 октября 2019 года
29-30 ноября 2019 года
7-8 сентября 2019 года
27-29 сентября 2019 года
4-5 октября 2019 года
10-12 октября 2019 года

Забудьте, чему вас учили: что не так со школьными предметами

The Wall (1982) / MGM // giphy.com

Почему школьный учебник русского языка — это кошмар языковеда, каким должен быть хороший учитель истории и почему ботанику не должны изучать в шестом классе.

Среднее образование является предметом многочисленных дискуссий — от роли педагога в воспитательном процессе до содержания программ по отдельным дисциплинам. В рубрике «Точка зрения» мы собирали мнения ученых о преподавании разных предметов в школе — от традиционных химии и физики до русского языка и литературы. И вот о каких проблемах они рассказали.

 

 

Что не так с русским языком

 

Традиционное преподавание русского языка в школе в большей своей части выглядит как заучивание парадигм латыни: школьникам приходится вызубривать типы склонения имен, спряжения глаголов, исключения, сложные случаи. И хотя это необходимые знания, способствующие усвоению норм письма и устной речи в рамках современного русского литературного языка, школьники чаще всего не понимают, какие процессы привели к формированию этих норм.

 

Многое из того, что написано в учебниках русского, противоречиво, расплывчато и не соответствует современной науке о языке: в частности, классификация предложений по цели высказывания, приставочно-суффиксальные способы словообразования, типы сочинительной и подчинительной связи. Кроме того, учебники русского языка не учитывают диалекты: например, вологодские говоры окающие, а правописание безударных гласных объясняется с опорой на литературное аканье. Обилие такой теории не только дает искаженное представление о языке, но и попросту бессмысленно: чтобы грамотно писать, не нужно отличать сочинение от подчинения и управление от примыкания.

 

Наконец, безупречное владение орфографией и пунктуацией вовсе не гарантирует понимание текстов и умение их производить — школьники часто не понимают, что они только что прочитали. Поэтому важно найти баланс между заучиванием правил и теоретических основ (которые, разумеется, должны соответствовать современной науке о языке) и формированием навыков чтения, понимания, интерпретации и создания текстов.

 

Следовало бы уделять больше времени чтению и интерпретации самых разных текстов и их самостоятельному сочинению. Чем больше грамотных текстов читает человек, тем лучше запоминается и буквенный облик слов, поэтому обучение орфографии при этом не должно пострадать.

 

Что не так с физикой

 

В большинстве школьных курсов на ученика выливается широкий поток фактов, законов и правил, которые нужно выучить. Но при изучении конкретных физических законов практически не уделяется внимания их месту в общей картине мира. В итоге школьник овладевает набором инструментов для решения задач из задачника, но не понимает внутренней логики мироздания, в терминах которой многие из этих законов кажутся тривиальными.

 

Фундаментальная наука движется, развиваются новые технологии, объем знаний постепенно накапливается, а время, которое отводится школьникам на их усвоение, остается все тем же. Нужно производить перегруппировку: решать, насколько больше времени уделять новым знаниям, какую новую информацию вводить, чтобы школьники представляли, что происходит в мире науки. Хотя школьный курс физики призван скорее подготовить ученика к повседневной жизни, а не дать ему фундаментальные знания в этой научной области, современному человеку следует представлять, как устроены и работают современные приборы и какими проблемами занимаются ученые.

 

О преподавании физики в школе

 

 

Что не так с математикой

 

Забудьте все, что вы учили в школе. Математика — это не только уравнения, но и творчество, самостоятельность, поиск красивых решений. Но школьники получают набор алгоритмов для решения определенных стандартизированных задач и не понимают, откуда берутся заученные ими формулы и в чем их смысл. Рано или поздно они будут использовать их неправильно.

 

Неоправданно много внимания уделяется оформлению решения. В первую очередь из решения должно быть понятно, каким образом был получен ответ, почему он такой, а не другой. Но в школе учат, что нужно обязательно написать слова «дано» и «ОДЗ», а иначе это будет ошибка.

 

О преподавании математики в школе

 

 

Что не так с химией

 

Помните разочарование: вы ждали химию, чтобы проводить безумные опыты на уроках, а в итоге до 11-го класса писали формулы в тетрадках? Одной из главных проблем уроков химии является недостаток практики: лабораторные работы в старших классах часто не проводят из-за интенсивной подготовки к экзаменам. Кроме того, кабинеты во многих школах плохо оборудованы. Блоки теории, которым отводится большая часть времени, зачастую логически не связаны между собой и трудны для восприятия. Решая уравнения реакций, ученик часто не понимает не только их фундаментальных физико-химических основ, но и того, как они связаны с жизнью. Что происходит с картошкой во время жарки? Как работает антипригарное покрытие? Из чего сделаны окружающие его вещи и почему они обладают именно такими свойствами? Всего этого нет на уроках.

 

О преподавании химии в школе

 

Что не так с литературой

 

Увидев летний список книг, вы задавались вопросом: кто выбирал произведения и почему вообще вы должны это читать? Эта проблема волнует не только школьников, но и самих учителей и составителей программы, которые расколоты на два лагеря. Один подход полагает целью литературы как учебной дисциплины формирование у школьника естественной потребности в чтении и творческой интерпретации прочитанного, а также формирование речевых компетенций — умений читать художественные тексты и создавать собственные тексты в различных жанрах. Для воплощения такого подхода требуется большая свобода педагога, который самостоятельно выбирает одну из нескольких предложенных ему примерных программ по литературе и на ее базе создает списки произведений для прочтения с учетом интересов учеников.

 

Другой подход, напротив, подразумевает создание единого учебника по литературе, задающего базовую концепцию литературной истории и приоритетные, «правильные» интерпретации ключевых произведений. В рамках этого подхода обязательный список художественных произведений для чтения и изучения в средней школе регламентируется сверху. Возможен ли компромисс между этими двумя моделями, пока неясно.

 

Популярна идея, что преподавание литературы в школе должно быть построено на воспитательной парадигме. Но между искусством и моралью существуют такие же сложные взаимоотношения, как между наукой и религией, поэтому сводить эстетическое к этическому невозможно.

 

О преподавании литературы в школе

 

 

Что не так с информатикой

 

Одни эксперты говорят о том, что школьники на уроках информатики должны писать небольшие учебные программы, другие — что они должны осваивать существующие программные системы, чтобы быть грамотными пользователями, третьи — что нужно рассказывать ученикам об устройстве современных информационных технологий, четвертые надеялись познакомить их с важными и полезными математическими задачами и понятиями, не входящими в традиционный курс математики. В итоге школьный курс информатики состоит из самых разных, слабо связанных друг с другом компонентов.

О преподавании информатики в школе

 

 

Что не так с биологией

 

Во-первых, в учебниках биологии много устаревших данных. Основа биологии — теория эволюции — преподается на уровне XIX века. Во-вторых, изучение биологии начинают с ботаники: кажется, что понять устройство и функционирование растений проще, чем устройство животных и человека. Но на практике ботаника оказывается слишком сложной для шестиклассников и отбивает у них интерес к биологии вообще. Как и во многих других предметах, в биологии факты преподаются в отрыве от теорий, в итоге дети не запоминают первых и не понимают вторых. И наконец, оснащение кабинетов в российских школах не позволяет проводить на уроках интересные эксперименты. А ведь с помощью специальных учебных наборов школьники могли бы сами выделять ДНК или трансформировать бактерии плазмидами с генами флюоресцентных белков. Но пока им приходится ждать университета.

О преподавании биологии в школе

 

 

Что не так с историей России

 

 

Одна из главных проблем — отсутствие понимания, для чего нужно изучать историю. Как и в случае с другими предметами, изучение истории в школе часто сводится лишь к подготовке к ЕГЭ. В результате школьники без интереса зубрят даты и факты, не понимая, где им может пригодиться знание об Александре Невском или просвещенном абсолютизме. Сложность создает и то, что существует множество противоречащих друг другу интерпретаций одного и того же события. Эти интерпретации могут рождаться как в ходе идеологических манипуляций, так и в ходе естественного развития исторической науки. Преподносить этот спектр взглядов школьникам чрезвычайно тяжело. Существует идея составить единый учебник истории, в котором будет представлен комплекс обязательных для изучения фактов. Но в таком учебнике не будет места интерпретациям. И в этом случае очень многое, если не все, будет зависеть от учителя, роль личности которого в преподавании истории и так колоссальна.

Одна из главных задач учителя истории — увлечь школьника, а это требует умения живо и интересно преподносить материал. В зависимости от возраста и задач историю можно рассказывать как сказку, а можно постараться объяснить причинно-следственные связи исторических событий. В любом случае история в пересказе учителя не должна быть сухим набором фактов — ведь это человеческая жизнь.

Источник: ПостНаука

Добавьте свой комментарий

Plain text

  • Переносы строк и абзацы формируются автоматически
  • Разрешённые HTML-теги: <p> <br>
LiveJournal
Регистрация

Другие статьи в этой рубрике

Новости в фейсбук

Случайные статьи

Банки, часы... и мосты

Швейцария известна своими надежными банками и наверное не менее надежными часами. Но строят там тоже неплохо. Вспомнить хотя бы знаменитый Чертов мост... Ведь три столетия простоял прежде чем рухнул.

Опубликованы результаты классификации китайского коронавируса

Материалы, которые навсегда изменили историю человечества

Место находки: Сентгабель, Верхняя Гаронна, Франция. // commons.wikimedia.org
 

Распределение материи и гамма-лучей указало на аннигиляцию темной материи

S. Ammazzalorso et al. / Physical Review Letters, 2020

Схема будущего