cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

В Змееносце нашли "воронку" от самого мощного взрыва во Вселенной

Розовым показаны данные с рентгеновских телескопов Chandra и XMM-Newton, синим – с радиотелескопа GMRT, белым – с радиообсерватории-интерферометра MWA

© X-ray: NASA/CXC/Naval Research Lab/Giacintucci, S.; XMM:ESA/XMM; Radio: NCRA/TIFR/GMRTN; Infrared: 2MASS/UMass/IPAC-Caltech/NASA/NSF

НЬЮ-ЙОРК, 28 февраля. /ТАСС/. Астрономы нашли свидетельства крупнейшего из известных науке взрывов во Вселенной. Его причиной стал выброс вещества из черной дыры, которая расположена в сверхскоплении Змееносца в 390 млн. световых лет от Земли. Об этом пишет NASA со ссылкой на научную статью в Astrophysical Journal.

"Этот взрыв в чем-то похож на извержение вулкана Сент-Хеленс [в штате Вашингтон] 1980 года, который снес его вершину, – объяснила Симона Джачинтуччи из Научно-исследовательской лаборатории ВМС США, один из авторов работы. – С той разницей, что в кратере, который образовался в результате нашего взрыва, можно уместить 15 галактик вроде Млечного Пути".

Согласно современным представлениям, в центре предположительно всех галактик Вселенной находится одна или даже несколько сверхмассивных черных дыр. К примеру, в центре Млечного Пути находится черная дыра Sgr A* (Стрелец А*, – прим. ТАСС), она находится на расстоянии 26 тысяч световых лет от Земли. Есть такая черная дыра и в сверхскоплении Змееносца, которое находится на расстоянии около 390 млн. световых лет от Солнечной системы.

Подобные объекты известны тем, что постоянно поглощают окружающую материю, однако в некоторых случаях происходит и обратный процесс. Время от времени черные дыры выбрасывают часть вещества в межгалактическое пространство в виде так называемых джетов – узких пучков плазмы, которая разогрета до сверхвысоких температур и разогнана до околосветовых скоростей.

Рекордсмен в Змееносце

Астрономы во главе с Джачинтуччи предположили, что очень мощная вспышка, которую обсерватория Chandra зафиксировала в сверхскоплении Змееносца еще в 2016 году, появилась именно благодаря такому джету. Тогда астрономы обратили внимание на то, что на одном из снимков у сверхскопления Змееносца необычный изогнутый край, но не поверили в то, что черная дыра может извергнуть такое количество материи.

Новые данные – от рентгеновского телескопа XMM-Newton, радиотелескопа GMRT и радиоинтерферометра MWA – позволили ученым подтвердить гипотезу четырехлетней давности. Новые замеры показали, что энергия взрыва была в пять раз больше, чем у предыдущего рекордсмена, который произошел в созвездии Жирафа.

"Как это часто бывает в астрофизике, мы нуждаемся в наблюдениях во всех доступных диапазонах, чтобы верно понять, какие физические процессы задействованы в том или ином случае, – прокомментировала Мелани Джонстон-Холлитт, еще один автор работы. – Этот выдающийся источник излучения мы получили благодаря информации от рентгеновских и радиотелескопов, но для того, чтобы ответить на все вопросы, которые перед нами ставит этот объект, нужно гораздо больше данных".

Источник: ТАСС

Банки, часы... и мосты

Швейцария известна своими надежными банками и наверное не менее надежными часами. Но строят там тоже неплохо. Вспомнить хотя бы знаменитый Чертов мост... Ведь три столетия простоял прежде чем рухнул.

Опубликованы результаты классификации китайского коронавируса