cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Загадочные круги из костей мамонтов оказались временными жилищами древних охотников

ТАСС, 17 марта. Археологи провели первую "перепись" останков мамонтов и других животных, найденных в загадочной костяной структуре рядом с деревней Костенки в Воронежской области. Эта структура оказалась не постоянным жилищем древних людей, а, скорее, временным лагерем. Статью исследователей опубликовал научый журнал Antiquity.

"Оказалось, что [стоянка] Костенки-11 представляет собой крайне редкий пример того, как палеолитические охотники-собиратели жили в очень суровых условиях. Что заставило их поселиться здесь? Одной из возможных причин этого было то, что и людей, и мамонтов привлекали местные ручьи, не замерзавшие зимой, что было крайне большой редкостью в ледниковую эпоху", – рассказал об исследовании один из его авторов, археолог из Эксетерского университета (Великобритания) Александр Прайор.

За последние полвека, как отмечает Прайор, археологи открыли более 80 загадочных структур из костей мамонтов и других крупных животных ледникового периода – оленей, медведей или лошадей. Эти останки были уложены в круги диаметром около девяти метров.

Археологи находили подобные сооружения в основном на территории России и Украины – в отложениях, которые сформировались во время последнего наступления ледников. Оно началось примерно 25 тыс. лет назад и закончилось около 18 тыс. лет назад.

Ученые до сих пор спорят, для чего были нужны эти сооружения. В частности, многие антропологи считают, что эони представляли собой стены жилищ охотников-собирателей, которые переживали в них наступление ледников, не мигрируя на юг или запад. Другие ученые не согласны с этим: по их мнению, размеры подобных структур невелики, а климат той эпохи был очень суров для подобных поселений.

Прайор и его коллеги попытались получить более конкретный ответ на этот вопрос. Для этого они изучили несколько сотен костей, которые советские и российские археологи нашли в одном из таких сооружений на стоянке Костенки-11.

Колодец каменного века

Ученые вычислили возраст костей, а также проанализировали то, в каких условиях их нашли. Благодаря этому они составили полную картину того, как выглядели эти предположительные жилища древних людей.

В частности, рядом с костяными стенами археологи нашли останки растительности, а также множество мелких костей других животных, в том числе оленей, лисиц, медведей, волков и песцов. Часть из них древние люди могли использовать для того, чтобы укреплять стены, а другие употребляли в пищу или использовали как топливо для костров.

Что самое важное, Прайор и его команда нашли доказательства того, что эти постройки не были постоянным жилищем для древних обитателей той местности. Предположительно, древние люди сооружали такие жилища рядом с горячими ключами или другими постоянными источниками жидкой воды в зимнее время.

Эти ключи привлекали внимание не только человека, но и мамонтов и других представителей ледниковой фауны, на которых могли охотиться древние люди. В пользу этого говорит то, что археологи нашли на территории стоянки около 300 фрагментов каменных орудий труда для разделки туш и очистки шкур.

Дальнейшее изучение "Костенок-11", а также других стоянок такого рода, как надеются ученые, поможет уточнить их роль в жизни первых евразийцев, а также понять, что заставило древних людей покинуть их после того, как площадь оледенения в последний раз достигла максимальных значений.

Источник: https://nauka.tass.ru/nauka/8000855.

Заглянуть в голову животным

Правда ли, что ваша собака думает только о еде, сне и погоне за кошками? Правда ли, что кот вашей девушки имеет что-то против вас? Правда ли, что коровы – всего лишь ходячие гамбургеры, а голуби претендуют на мировое господство?

Физики объяснили форму «винных слез»

Ученые из США разработали теорию, которая использует концепцию ударных волн, для объяснения формы «винных слез».

Впервые обнаружен экситон Махана

Робот варит цирконий

Основная задача робота-сварщика – сварка циркониевых деталей для ядерных реакторов.

Ученые МГУ исследовали синдром системного воспаления организма