cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Запрет фреона связали с восстановлением круговорота ветров в Южном полушарии

ТАСС, 26 марта. Ученые обнаружили позитивные сдвиги в характере движения ветров на территории Южного полушария Земли, круговорот которых нарушился после появления озоновой дыры. Исследователи считают, что большую роль в этом сыграл запрет производства фреонов. Их выводы опубликовал научный журнал Nature.

"Наше исследование в очередной раз подчеркивает то, что Монреальский протокол оказался очень эффективной мерой. Его подписание не только привело к восстановлению озонового слоя, но и вызвало благотворные изменения в круговороте ветров над южными континентами и морями Земли", – рассказала Антара Банерджи, климатолог из Колорадского университета в Боулдере (США) и один из авторов исследования.

Фреоны – соединения углеводородов, фтора и других галогенов, которые ученые открыли почти сто лет назад. Их практически повсеместно использовали в качестве хладагентов и компонентов стройматериалов вплоть до середины 1980 годов. Тогда ученые из Массачусетского технологического института обнаружили, что фреоны разрушают озоновый слой и уже успели породить "озоновую дыру" над Антарктикой.

После длительных международных переговоров производство и применение наиболее опасных разновидностей фреонов запретили во всем мире в рамках Венской конвенции 1985 года и Монреальского протокола к ней 1987 года. Четыре года назад климатологи впервые зафиксировали признаки того, что благодаря этим мерам размеры озоновой дыры над Антарктидой стали уменьшаться, да и состояние озонового слоя в целом улучшилось.

Ветер и климат

Банерджи и ее коллеги открыли еще один положительный эффект от этого международно-политического решения. Ученые проанализировали данные, которые собирали климатические спутники, наблюдавшие за характером движения ветров в Антарктике и в прилегающих областях Южного океана.

Дело в том, что климатологи давно заметили, что формирование озоновой дыры, а также рост концентрации СО2 и средних температур воздуха заставляет ветра "прижиматься" ближе к поверхности планеты, а также "мигрировать" в сторону полюсов. Подобные аномалии могут ускорить таяние Антарктиды и привести к множеству других изменений в климате планеты.

Банерджи и ее коллеги проверили, исчезли ли эти аномалии после того, как Монреальский протокол вступил в силу. С помощью статистических методов они проанализировали спутниковые данные. Благодаря этому ученые отделили влияние фреона от других климатических факторов, в том числе повышения доли углекислоты в атмосфере, а также ряда сезонных колебаний климата.

Расчеты показали, что миграция ветров в сторону полюса в начале 2000 годов практически полностью остановилась. Ученые считают, что это произошло в связи с запретом на производство фреонов. Снижение их концентрации в атмосфере мешало другим факторам, в том числе росту доли СО2, продолжать сдвигать ветра в сторону юга на протяжении последних двух десятилетий.

В будущем, как надеются исследователи, круговорот ветров в окрестностях Антарктики полностью нормализуется, а все последствия для климата, которые связаны с появлением больших количеств фреонов в атмосфере Земли в конце 1980 годов, исчезнут.

Источник: https://nauka.tass.ru/nauka/8083399.

Банки, часы... и мосты

Швейцария известна своими надежными банками и наверное не менее надежными часами. Но строят там тоже неплохо. Вспомнить хотя бы знаменитый Чертов мост... Ведь три столетия простоял прежде чем рухнул.

Опубликованы результаты классификации китайского коронавируса