cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Опубликованы результаты классификации китайского коронавируса

Международная исследовательская группа по коронавирусам (CSG) при участии профессора МГУ Александра Горбалени опубликовала результаты классификации вируса ранее известного под именем 2019-nCoV. По результатам работы он был признан ближайшим родственником SARS-CoV. Статья опубликована в журнале Nature Microbiology.

В статье описываются процессы, связанные с классификацией и наименованием коронавирусов, особенно на уровне видов, разъясняются различные причины неправильного использования и истолкования номенклатуры вирусов и таксонов, а также подчеркивается важность тщательной характеристики всех вирусов вида, к которому принадлежат SARS-CoV и SARS-CoV-2 и известного как Severe acute respiratory syndrome-related coronavirus.

Установленная практика классификации новых коронавирусов базируется на оценке степени их генетического родства с известными коронавирусами. В настоящее время признано существование 39 видов коронавирусов; имеются еще 10 видов, которые находятся в разной стадии признания. Многие из этих видов включают десятки или даже сотни различных вирусов, включая вид, к которому принадлежат SARS-CoV и SARS-CoV-2. Новый коронавирус получил название SARS-CoV-2 на основании особой генетической близости с SARS-CoV и другим вирусам этого вида. Сам вид получил свое название от вируса-основателя, ответственного за вспышку респираторных заболеваний у людей в 2002–2003 годах: SARS-CoV, чье название, в свою очередь, основывалось на названии ассоциированного заболевания, известного как тяжелый острый респираторный синдром (SARS).

«Severe acute respiratory syndrome-related coronavirus  – это вид, который содержит сотни известных вирусов (преимущественно выделенных из людей и летучих мышей), каждый из которых получил свое название от SARS-CoV. Тем не менее, ссылка на SARS в этих названиях - это дань эволюционным связям этого вируса», — рассказал профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ Александр Горбаленя,
Доступные в настоящее время данные, характеризующие SARS-CoV-2, показывают, что признаки и передача заболевания могут отличаться от таковых для SARS-CoV. Авторы считают, что появление SARS-CoV-2 является полностью независимым от вспышки SARS-CoV в 2002-2003 гг. Тем не менее, они подчеркивают, что эти два вируса генетически очень тесно связаны. Они рекомендуют проведение исследований, направленных на понимание взаимосвязи вирусов внутри этого вида, с целью помочь понять биологию и эволюцию этих человеческих патогенов и родственных коронавирусов, заражающих летучих мышей и других животных.
Наименование вируса присвоено согласно решению Исследовательской группы по семейству коронавирусов (Coronaviridae Study Group, CSG) Международного комитета по таксономии вирусов (ICTV). В состав авторов статьи входит группа российского ученого профессора Александра Горбалени (МГУ и Медицинский Центр Лейденского Университета, Нидерланды), обеспечивавшая компьютерный анализ геномов коронавирусов, лежащий в основе классификации SARS-CoV-2. Вместе с руководителем CSG, профессором Гессенского Университета Джоном Цибуром, Александр является членом ICTV.

ВОЗ присвоила название COVID-19 для обозначения заболевания, которое вызывается SARS-CoV-2 и, по-видимому, связано с широким спектром клинических особенностей и результатов. Такое разделение названия болезни и вируса дает четкое различие между вирусом и болезнью. Авторы рекомендуют не смешивать эти термины применительно к вирусной вспышке и клиническому заболеванию.

Ученый с невозможным характером

"Ученый с невозможным характером" - так называли Александра Григорьевича Столетова его современники. Выдающийся русский физик Александр Григорьевич Столетов родился летом 1839 года в небогатой купеческой семье.

Дефибриллятор, запускающий остановившееся сердце

Если сердце остановилось, его можно запустить опять при помощи дефибриллятора. Такие сцены в голливудском кино всегда заканчиваются хорошо. Герой лежит на больничной постели без движения и только ритмичные звуковые сигналы оповещают о том, что ещё не всё потеряно.

Цветок-гостиница

Целый ряд растений закрывает лепестки на ночь, но при этом внутри цветка остаются ночевать насекомые. Наиболее известным примером подобной «гостиницы» для насекомых является амазонская лилия (Victoria amasonica).

«Лиотех» разработал новые аккумуляторы для электротранспорта

3,14 способа запомнить число π с большой точностью

14 марта отмечается День π. Точное значение числа вычислить невозможно, поэтому у него тянется громадный хвост цифр. Как запомнить больше двух знаков после запятой — в материале ТАСС.