cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Появление адаптированной к человеку патогенной сальмонеллы связано с культурными преобразованиями в истории человечества

Учёные МГУ в составе международного коллектива под руководством специалистов из Института изучения истории человека Общества Макса Планка в Йене (Max-Planck-Institut für Menschheitsgeschichte) представили результаты мультидисциплинарного исследования. Статья опубликована в журнале Nature Ecology & Evolution.

Учёные предположили, что переход в эпоху неолита от присваивающего (охота и собирательство) к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство) способствовал появлению приспособленных к человеку патогенных организмов. «Материалом для исследований стали несколько скелетов скотоводов и земледельцев Западной Евразии (на пространстве от Среднего Поволжья и Предкавказья до Швейцарии), живших в неолите и бронзовом веке.  В том числе были использованы костные останки человека из погребения в кургане бронзового века на юге Ставропольского края, полученные в 2007 году в результате раскопок, проведенных Ставропольской археологической экспедицией кафедры археологии исторического факультета МГУ», – рассказал руководитель экспедиции заведующий кафедрой археологии МГУ Анатолий Канторович.

Авторским коллективом из антропологического материала было выделено восемь геномов бактерии сальмонеллы (Salmonella enterica enterica), с которой в настоящее время связано 99 % сальмонеллезов у млекопитающих, включая до 200 000 ежегодных смертельных инфекций человека.

Несмотря на высокое генетическое разнообразие Salmonella enterica, все древние бактериальные геномы сгруппированы в единую ветвь на генетическом древе, содержащую Salmonella enterica, адаптированную к нескольким видам млекопитающих. Древние бактериальные геномы, выделенные из костных останков доисторических земледельцев и скотоводов, тоже относятся к этой ветви, которая также включает специфичный для человека подвид сальмонеллы S. entericа entericа Paratyphi C, который иллюстрирует эволюцию человеческого патогена в течение 5000 лет. Сравнение бактериальных геномов показывает, что более ранние древние штаммы не были видоспецифичными, отличались патогенным потенциалом и испытывали конвергентную псевдогенизацию, которая сопровождала их последующую адаптацию к организму-хозяину. Проведённые  исследования подтверждают гипотезу о том, что появление адаптированной к человеку патогенной сальмонеллы связано с культурными преобразованиями в истории человечества.

По материалам пресс-службы МГУ

«Наука витрины» вместо «науки бомбы»

В XX веке едва ли не за каждой научной ид

Учёные ГАИШ МГУ определили процессы звездообразования в дисках галактик

Раскрыт секрет магического фрукта

В Западной Африке существует растение, которое люди называют не иначе как магическим фруктом. Человек, съевший несколько плодов, перестаёт ощущать кислый вкус, и, например, лимоны для него становятся сладкими.

Акул оказалось легче найти в умеренных широтах, а не на экваторе

ТАСС, 31 марта. Океанологи выяснили, что значительная часть акул, тунца и других морских хищных рыб сосредоточена не рядом с экватором, а в умеренных широтах. Это противоречит общепринятым представлениям об эволюции морской фауны.

Множественная лекарственная устойчивость