cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Появление адаптированной к человеку патогенной сальмонеллы связано с культурными преобразованиями в истории человечества

Учёные МГУ в составе международного коллектива под руководством специалистов из Института изучения истории человека Общества Макса Планка в Йене (Max-Planck-Institut für Menschheitsgeschichte) представили результаты мультидисциплинарного исследования. Статья опубликована в журнале Nature Ecology & Evolution.

Учёные предположили, что переход в эпоху неолита от присваивающего (охота и собирательство) к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство) способствовал появлению приспособленных к человеку патогенных организмов. «Материалом для исследований стали несколько скелетов скотоводов и земледельцев Западной Евразии (на пространстве от Среднего Поволжья и Предкавказья до Швейцарии), живших в неолите и бронзовом веке.  В том числе были использованы костные останки человека из погребения в кургане бронзового века на юге Ставропольского края, полученные в 2007 году в результате раскопок, проведенных Ставропольской археологической экспедицией кафедры археологии исторического факультета МГУ», – рассказал руководитель экспедиции заведующий кафедрой археологии МГУ Анатолий Канторович.

Авторским коллективом из антропологического материала было выделено восемь геномов бактерии сальмонеллы (Salmonella enterica enterica), с которой в настоящее время связано 99 % сальмонеллезов у млекопитающих, включая до 200 000 ежегодных смертельных инфекций человека.

Несмотря на высокое генетическое разнообразие Salmonella enterica, все древние бактериальные геномы сгруппированы в единую ветвь на генетическом древе, содержащую Salmonella enterica, адаптированную к нескольким видам млекопитающих. Древние бактериальные геномы, выделенные из костных останков доисторических земледельцев и скотоводов, тоже относятся к этой ветви, которая также включает специфичный для человека подвид сальмонеллы S. entericа entericа Paratyphi C, который иллюстрирует эволюцию человеческого патогена в течение 5000 лет. Сравнение бактериальных геномов показывает, что более ранние древние штаммы не были видоспецифичными, отличались патогенным потенциалом и испытывали конвергентную псевдогенизацию, которая сопровождала их последующую адаптацию к организму-хозяину. Проведённые  исследования подтверждают гипотезу о том, что появление адаптированной к человеку патогенной сальмонеллы связано с культурными преобразованиями в истории человечества.

По материалам пресс-службы МГУ

Предел Чандрасекара

Как и всё во Вселенной, звезды рождаются, живут и умирают в свой срок. В зависимости от массы звезды, она заканчивает свой жизненный путь или огненной вспышкой сверхновой или тихим угасанием в виде белого карлика.

Пикник с динозавром

Быть стройным, не быть на диете. Часть I

Праздники — время излишеств. Веселитесь, ешьте и пейте от души, а завтра настанет пора садиться на диету. А может быть, и нет. К сожалению, у нас не всегда хватает самодисциплины для того, чтобы ограничить себя в сладком и пойти в спортзал. Но не стоит переживать?

Вдогонку за алмазами

В далеком 1893 году в пустыне Генри Муассан отыскал метеорит, упавший на Землю когда-то очень давно. Взявшись за изучение внеземного вещества, он нашел в нем маленькие кристаллы неизвестного минерала, который позже назвали муассанитом.

Будущее по Касперскому

Нильс Бор утверждал, что «…нельзя делать уверенных прогнозов на будущее, так как всегда возникают препятствия, которые могут быть преодолены лишь с появлением новых идей».