cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Учёные МГУ в составе коллаборации Борексино представили новые данные измерения потоков нейтрино, получаемых из глубин Земли. Эти данные помогут уточнить модели строения Земли и процессов, проистекающих в ее недрах. Результаты исследования опубликованы в последнем номере журнала Physical Review D. Статья стала выбором редакции этого номера.

В эксперименте Борексино получены новые данные измерения потоков нейтрино, излучаемых из глубин Земли. В создание детектора Борексино и получении этих данных большой вклад внесли ученые НИИЯФ МГУ, НИЦ «Курчатовский институт» и ОИЯИ.
Так же, как и Солнце, Земля испускает невидимые невооруженным глазом частицы, геонейтрино, которые образуются в процессах радиоактивного распада элементов в глубинах Земли. Каждую секунду поток в несколько миллионов геонейтрино пронизывает каждый квадратный сантиметр земной поверхности. Изучение геонейтрино позволяет прояснить процессы и условия в земных глубинах, все еще представляющие загадку в наши дни.

Детектор Борексино, расположенный в подземной Национальной Лаборатории Гран-Сассо (Италия), сегодня является одним из двух детекторов в мире, наблюдавших эти призрачные частицы. Набор данных на детекторе исследователи начали в мае 2007 года. К 2019 году количество идентифицированных геонейтрино увеличилось в два раза по сравнению с 2015 годом благодаря большему времени набора данных и значительному улучшению методов анализа. Это позволило уменьшить неопределенность измерения полного потока геонейтрино с 27 до 18%.
Выполненные исследования с достоверностью 99% указывают на наличие радиоактивных элементов не только в коре, но и земной мантии. Кроме того, впервые установлены ограничения на содержание в мантии урана и тория.

Интенсивное магнитное поле Земли, непрекращающаяся вулканическая активность, движение тектонических плит, конвекция в мантии — все эти процессы в недрах и на поверхности Земли во многом являются уникальными для планет Солнечной системы. В частности, вопрос происхождения тепла в недрах Земли обсуждается учеными на протяжении последних 200 лет. Измерения потока геонейтрино позволяют понять, каков вклад радиогенной составляющей в полный тепловой поток, и в особенности, как много тепла излучается радионуклидами в земной мантии. Ученые коллаборации Борексино выделили вклад от мантии в поток гео-нейтрино, используя измеренный полный поток гео-нейтрино из недр Земли и геологические данные о содержании радиоактивных изотопов в литосфере.

Эти детали важны для уточнения моделей строения Земли и процессов, проистекающих в ее недрах. Как пример, высока вероятность (85%) того, что процессы радиоактивного распада в глубинах Земли ответственны за большую часть потока тепла из Земли, при этом менее половины потока представляет собой тепло, накопленное еще при формировании Земли. Таким образом, радиоактивность Земли дает весомый вклад в энергию, питающую вулканическую активность, землетрясения, а также механизм геодинамо, ответственный за магнитное поле Земли.
В публикации представлены не только новые результаты, но и детали проведенного анализа, которые будут востребованы учеными, работающими на следующем поколении жидко-сцинтилляционных детекторов, нацеленных на измерение потоков геонейтрино.

«Серьёзным вызовом для физиков на сегодня остается более точное измерение потока геонейтрино от мантии. Для этого, вероятно, будут использоваться несколько детекторов, расположенных в разных точках Земли. Есть проект создания геонейтринного детектора в России, в Баксанской нейтринной обсерватории. Другим проектом является детектор JUNO, в настоящее время сооружаемый в Китае, который будет в 70 раз больше Борексино по массе, что позволит достичь большей точности измерений за более короткие сроки», – рассказал старший научный сотрудник НИИЯФ МГУ Александр Чепурнов.

Рисунок 1. Детектор Борексино является спектрометрическим прибором, регистрирующим энергию прилетающих нейтрино. Так измеряется энергетический спектр геонейтрино, изображенный в нижнем левом углу рисунка. Copyright: Borexino collaboration

По материалам Пресс-службы МГУ

«Наука витрины» вместо «науки бомбы»

В XX веке едва ли не за каждой научной ид

Учёные ГАИШ МГУ определили процессы звездообразования в дисках галактик

Раскрыт секрет магического фрукта

В Западной Африке существует растение, которое люди называют не иначе как магическим фруктом. Человек, съевший несколько плодов, перестаёт ощущать кислый вкус, и, например, лимоны для него становятся сладкими.

Акул оказалось легче найти в умеренных широтах, а не на экваторе

ТАСС, 31 марта. Океанологи выяснили, что значительная часть акул, тунца и других морских хищных рыб сосредоточена не рядом с экватором, а в умеренных широтах. Это противоречит общепринятым представлениям об эволюции морской фауны.

Множественная лекарственная устойчивость