Солнечный супершторм

28 августа 1859 года, едва лишь на американские континенты опустилась ночь, повсюду засияли призрачные отблески полярного сияния. Как будто яркое полотно занавесило все небо от штата Мэн до восточной оконечности Флориды. Жители Кубы наблюдали зарево прямо над своими головами. В это же время в бортовых журналах на судах вблизи экватора появились записи о некоем малиновом свете, достигающем полпути до зенита. Многим людям казалось, что их город объят пламенем. Показания научных приборов во всем мире, фиксирующие минутные изменения магнитного поля Земли, оказались за пределами допустимой шкалы; в телеграфных системах произошел сильный скачок напряжения. Весь следующий день телеграфисты в Балтиморе трудились с восьми утра до десяти вечера, чтобы передать печатный текст, состоящий всего из четырехсот слов.

Сразу же после полудня 1 сентября английский астроном Ричард Каррингтон сделал набросок группы солнечных пятен необычно больших размеров. В 23:18 ученый стал свидетелем интенсивного белого свечения с двух направлений локализации солнечных пятен. Он напрасно пытался привлечь чье-либо внимание в обсерватории к этому удивительному пятиминутному спектаклю - уединенно работающие астрономы редко находят аудиторию, разделяющую их энтузиазм. 17 часов спустя по всей Америке вторая волна полярного сияния превратила ночь в день даже далеко на юге, в Панаме. В газетах появились сообщения о малиновом и зеленом свечении. Золотоискатели в Скалистых горах проснулись и позавтракали в час пополуночи, думая, что Солнце уже взошло в облачном небе. Телеграфные системы перестали работать в Европе и Северной Америке.

Представители средств массовой информации в тот день бросились на поиски специалистов, способных объяснить феномен, но тогда и сами ученые совершенно не знали причин появления такого полярного сияния. Метеориты, пришедшие из космического пространства, или отраженный свет полярных айсбергов, или некое подобие белых ночей на больших высотах? Это было Великое полярное сияние 1859 г., возвестившее приход новой научной парадигмы. В журнале Scientific American от 16 октября было отмечено, что «теперь полностью установлена связь между вспышками света на северном полюсе и электромагнитными силами».

Исследования, проведенные с тех пор, позволили утверждать, что северное сияние есть неизбежное следствие событий небывалой мощности, происходящих на Солнце, в результате которых «выстреливаются» облака плазмы, сильно искажающие магнитное поле нашей планеты. Удар солнечной бури 1859 г. был не столь заметен только благодаря тому, что наша цивилизация к тому времени еще не достигла технологических высот. Если бы подобная вспышка произошла сегодня, то разрушений было бы гораздо больше: выведенные из строя космические спутники, сбой радиосвязи, отключение электричества на целых континентах, для восстановления которого потребовались бы недели. Хотя буря такой мощности, к счастью, происходит редко (раз в 500 лет), подобное явление половинной мощности происходит примерно раз в 50 лет. Последняя, случившаяся 13 ноября 1960 г., привела к возмущению геомагнитного фона нашей планеты и остановкам в работе радиостанций. Согласно прямым и косвенным подсчетам ущерба от подобной солнечной бури, без необходимой подготовки к ней она может оказаться подобной урагану или землетрясению небывалой мощи.

Авторы материала: Джеймс Грин и Стэн Оденуолд; Перевод: О.С. Сажина

P.S. Некоторые  эксперты утверждают: электромагнитная защита современных устройств такова, что мы вполне готовы к повторению бури, которая обрушилась на Землю в 1859 году, и повреждения будут незначительны. А спутники так хорошо защищены, что не пострадают вовсе.