cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Российские биологи описали самого древнего червя-олигохету

77 город Москва
Сотрудники биологического факультета МГУ приняли участие в описании  древнейшего малощетинкового кольчатого червя, найденного сотрудниками Палеонтологического института имени А.А. Борисяка РАН в Оренбургской области. Возраст окаменелости составляет около 248 миллионов лет, что на 100 миллионов лет старше всех известных ископаемых олигохет. Статья с исследованием опубликована в журнале Acta Palaeontologica Polonica.

Малощетинковые черви – олигохеты играют большую роль в наземных экосистемах и пресноводных водоёмах. Достаточно вспомнить, насколько важны для почвообразования дождевые черви. При этом об ископаемых кольчатых червях известно довольно мало, что неудивительно, поскольку тело у них мягкое и сохраняется лишь в исключительных случаях. В основном наше знание о прошлом морских кольчатых червей базируется на сколекодонтах – остатках челюстей многощетинковых червей отряда Eunicida. Их находят в палеозойских отложениях с конца кембрия. Достоверных находок ископаемых олигохет немного, древнейшие из них относятся к меловому периоду. В более ранних мезозойских отложениях встречаются только яйцевые коконы.

При обследовании пермских и триасовых отложений Приуралья близ села Петропавловка экспедицией Палеонтологического института РАН под руководством Д.Е. Щербакова вместе с насекомыми были обнаружены остатки растений, рачки и мечехвосты, жившие тогда и в пресных водах. Уже в лаборатории при разборе образцов был найден отпечаток, напоминающий мелкого червячка вроде современного трубочника, которым аквариумисты кормят рыбок. Точнее, половину червячка – задняя и, видимо, бо́льшая его часть осталась за пределами найденной плитки алевролита.

«В истории заселения аннелидами, исходно морскими животными, пресноводных водоёмов и почв на суше до сих пор больше белых пятен, нежели достоверных данныхПоэтому новая находка вызывает большой интерес. Во всяком случае, временные рамки этого процесса становятся яснее», – рассказал Александр Цетлин, директор Беломорской станции биологического факультета МГУ.

На отпечатке видны сегментация, тонкая вторичная кольчатость, поперечные валики (в тех местах, где были ряды щетинок – сами они не сохранились), треугольная головная лопасть и поперечное вдавление в области 12-го сегмента, где у трубочника находятся половые органы (олигохеты – гермафродиты). С помощью электронного микроскопа удалось разглядеть слоистую стенку тела. Роды и виды олигохет различаются по строению щетинок и внутренних половых органов, поэтому новый червь не получил латинского названия. Возможно, он относится к тому же семейству, что и трубочник.

В исследовании участвовали сотрудники Тартуского университета (Эстония) и Эстонского университета естественных наук.

Фотография: отпечаток олигохеты из нижнего триаса Приуралья. Д.Е. Щербаков и Р.А. Ракитов

Банки, часы... и мосты

Швейцария известна своими надежными банками и наверное не менее надежными часами. Но строят там тоже неплохо. Вспомнить хотя бы знаменитый Чертов мост... Ведь три столетия простоял прежде чем рухнул.

Опубликованы результаты классификации китайского коронавируса